СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С. М. Кучер в процессе анализа проблемы подготовки эксперта системы высшего образования выводит ряд определенных принципов, из которых такая подготовка должна исходить [2, с. 56]. Это, прежде всего, принцип самостоятельности. Согласно ему цели обучения и формирование мотивации всецело зависят от обучающихся. Обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно планировать и осуществлять учебный процесс.
Основным принципом для подготовки эксперта в системе высшего образования является принцип совместной деятельности, который, собственно, и обеспечивает работу принципа самостоятельности. Именно совместная деятельность дает возможность определять критерии выбора методов, форм и средств обучения, а также создает условия для осуществления принципа «все учатся у всех» (принцип взаимодействия).
Принцип опоры на личностный опыт обучающихся. Данный принцип актуализирует личностный опыт, переводит его в систему научных понятий, обеспечивает гуманистический и личностно-ориентированный характер процесса образования.
Дифференциация процесса обучения. Его значение состоит в том, что каждый обучающийся совместно с преподавателем-куратором имеет возможность выбирать программу обучения в индивидуальном порядке, которая, в свою очередь, будет направлена на конкретные потребности и цели, с учетом различных особенностей обучающегося (его жизненного опыта, уровня подготовки, психофизиологических и когнитивных способностей).
Принцип контекстности. Данной принцип базируется на представлении об обучении как о двустороннем процессе. С одной стороны, данный процесс имеет четкие, конкретные цели обучающихся, связанные с получением новой информации и изучением новых видов деятельности, необходимых для соответствующей социальной роли. С другой же стороны, на него оказывают влияние условия (факторы), в которых он осуществляется. Данный принцип формирует основу для перехода учебной деятельности в профессиональную и подразумевает, что приобретенные обучающимся знания, умения и навыки должны быть незамедлительно применены на практике. Это возможно благодаря модульной организации процесса обучения, в основе которой лежит идея цикличности профессиональной и учебной деятельности при одновременном создании условий для индивидуального развития (повышения квалификации) в определенной сфере на протяжение нескольких образовательных циклов.
Под принципом осознанности подразумевается понимание участниками образовательного процесса всех форм и действий, которые относятся к организации процесса обучения.
Следующий принцип ‒ формирования образовательных потребностей. Именно он лежит в основе развития индивидуальной программы постоянного образования на протяжении всей жизни (long-life education), принцип которого находит поддержку все в большем количестве государств мира [2].
© 2020, Гинзбург Денис Александрович 569