СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подростковая агрессия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическое понимание агрессии в психологии и педагогике.

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение. Это позволяет в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии совершенно различное содержание. Его определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных.

Понимание агрессии является результатом синтеза общебиологических и философских теорий. Неслучайно наиболее полно взгляды на природу агрессии мы находим у представителей психоанализа, биологической науки, психологов. В концептуальном плане выделяются две на первый взгляд противоположные точки зрения на природу человеческой агрессивности: рассмотрение агрессии в качестве положительного, конструктивного, созидательного начала и ее понимание как деструктивной разрушительной силы. Однако такое дихотомическое разделение взглядов на природу жестокости весьма условно. Как будет видно из дальнейшего изложения основных существующих на сегодняшний день теорий агрессии, эти два аспекта (созидательный и разрушительный) представляют собой разные грани одного и того же феномена, находящиеся в сложной динамической взаимозависимости. Интересно отметить, что порой одни и те же ученные, занимавшиеся этой проблемой, на разных этапах своей деятельности меняли точку зрения на природу агрессии. Так, выдающийся биолог К.Лоренц(1963г.), внесший вклад в изучение агрессивности, придерживался преимущественно позитивного взгляда на ее значения в жизни биологических существ. Он полагал, что природа агрессивности является инстинктивной. Агрессия, по мнению К.Лоренца, представляет собой биологический детерминированный поведенческий паттерн и является инструментом борьбы за самосохранение, при этом она может претерпевать болезненную трансформацию, превращаясь из конструктивной силы в феномен деструкции и жестокости.[цит. по 20 с.468]

К. Меннингер (1942г.) также относит агрессию к позитивному биологическому явлению, полагая, что она вытекает из деструктивного инстинкта. Таким образом, в противоположность К.Лоренцу он рассматривал иной вектор качественной трансформации агрессии: ее положительная сущность проистекает из ее деструктивного начала как стремление организовать хаотический материал. Изначально деструктивная природа агрессивности помогает достичь такой организации, поскольку для этого требуется «атака против окружения человека». Так фермер «борется с землей, травит насекомых…». К.Меннингер совершенно определенно трактует агрессию как изначально деструктивную силу, но именно этой деструктивности он отводит положительную роль. [цит. по 39 с.469]

Таким образом, значение агрессивности состоит в выполнении важнейшей задачи - поддержании жизнедеятельности вида, необходимого уровня борьбы за его самосохранение. С учетом этого основные воззрения на природу агрессии можно сгруппировать следующим образом:

  1. Понимание агрессии как необходимого разрушения.
  2. Понимание агрессии как производной деятельности по созиданию жизни и контролю выживаемости.
  3. Понимание агрессии как прочной и неразрывной связи двух фундаментальных инстинктов- смерти и жизни, разрушения и любви.

Большинство психологов в настоящее время эксплицитно включают конструкт «намерение» в определение агрессии и ограничивают содержательную область термина «агрессия» действиями, нацеленными на причинение ущерба или вреда человеку, который мотивирован избежать этого. Под такое определение подходит и законное, и противозаконное поведение, но при этом оно позволяет отличать вред, причиненный «по злому умыслу», от вреда, причиненного «в благих целях», такого рода хирургическое вмешательство, и от причинения личного вреда, которого жертва добивается по мазохистским мотивам. В рамках данного определения агрессивное поведение может принимать форму причинения физического вреда, устных оскорблений или пассивного препятствования, а последствия агрессивного поведения могут варьироваться от гибели людей до уязвленного самолюбия. [цит. по 1 с.256]

Тедеши считает все определения агрессии связанными с определенными ценностями и потому неудовлетворительными. Он предлагает альтернативное понятие - право на принуждение, представляющее собой форму социального влияния, которая предполагает использование угроз или наказаний с целью добиться соблюдения общеустановленных норм и правил. Это означает, что любое поведение, на которое навешивается ярлык «агрессия», подкрепляется правом (на применение силы) и контролем, однако Берковиц и Доннерштейн утверждают, что первичным подкрепителем гневной агрессии является причинение вреда. Впрочем, причинение вреда и достижение контроля на практике не всегда легко различимы, и концепция Тедеши имеет преимущество в плане акцентирования межличностного контекста агрессии. Она также проясняет различия между агрессией, господством (доминированием) и ассертивностью (напористостью), которые часто оказываются нечеткими. Все три вида поведения представляют собой влияние посредством проявления силы (власти), но предполагают разные степени враждебности.

Основные операциональные определения агрессии были суммированы Бертильсоном (1983) под рубриками исследований конкретных случаев и обследований, интервью, мер личности, прямых наблюдений поведения, полевых экспериментов и лабораторных процедур. Они охватывают данные самоотчетов об агрессии и наблюдения мягких мер возмездия. Впрочем, лабораторные исследования были подвергнуты массированой критике за их неспособность состыковывать операциональные определения с концептуальными, за их искусственность и пренебрежение социальным смыслом и за их спорную валидность [ цит. по 39, с. 258] Например, часто используемой экспериментальной парадигмой является «машина агрессии» Басса, где испытуемые нажимали кнопку, которая обеспечивала болезненную стимуляцию «ученику». Один из пунктов критики состоит в том, что испытуемый действительно мог нажимать кнопку из добрых побуждений, а не по злому умыслу.

Отвечая на эту критику, Берковиц и Доннерштейн утверждают, что экспериментальные условия и испытуемые совсем не обязательно должны быть репрезентативными, чтобы эксперимент имел внешнюю валидность, и что искусственность лабораторной обстановки составляет ее преимущество при проверке причинных гипотез. Они приводят примеры внешних корреляторов лабораторных процедур, таких как «машина агрессии». Они также доказывают, что возможность обобщения (или распространения на естественные условия) результатов эксперимента зависит от того, какой смысл испытуемый придает своей ситуации, и что при экспериментальном изучении агрессии вызывается умышленно вредоносное поведение.

Агрессивность (от лат.нападать) - кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Агрессия выражается в гневе, злости, действиях против других людей, если они мешают удовлетворению потребностей или достижению целей. Причиной агрессивного поведения может быть неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению. Как ситуативное состояние агрессия возникает чаще у грубого, несдержанного, малокультурного человека. Однако состояние агрессивности может возникнуть и у воспитанного человека, если затронуты его честь и достоинство. [цит. по 36 с.10]

Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать этого от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии в оказании, таким образом, давления на жертву.

Некоторые исследователи рассматривают агрессивность как врожденное качество. Другие считают, что это результат социализации. По мнению И.А. Фурманова (1996), агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей, ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости полоролевой идентификации и социализации. В первые годы жизни агрессивность проявляется в импульсивных приступах, упрямстве, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но все же они и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинять ущерб окружающим. В дальнейшем ребенок постепенно учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в более приемлемых формах. [цит. по44, с. 139]

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В дальнейшем ребенок постепенно учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в этом возрасте главным образом зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.

С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление или соперничество.

[по 38, с.193]

Д.Бейч и Г.Гольдберг в книге «Творческая агрессия» перечисляют следующие аспекты развития, требующие мобилизации агрессивности: обучение физическим и интеллектуальным навыкам, выражение побуждений к исследованию, переход от полной зависимости в младенческие годы к частичной автономии в школьном возрасте и, наконец, независимости в юности и развитие удовлетворительных отношений с людьми. В литературе, посвященной агрессии и агрессивности, можно встретить разделение агрессивности на положительное качество личности и агрессивность, представляющую собой садистские, унижающие, деструктивные действия. Как подчеркивают Г.Паренс (1997) и С.Л.Соловьева (1996), агрессивность, с одной стороны, служит способом самозащиты, отстаивания своих прав. Выраженная в приемлемой форме она играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя в данном случае социально-позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению автономности личности. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности формирует нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя, - трансформирующиеся в делинквентное или криминальное поведение. [12] Существуют следующие виды агрессивных действий (по А.Басс, А.Дарки):

  • физическая агрессия (нападение);
  • косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами и т.д.);
  • склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
  • негативизм (оппозиционная манера поведения – от пассивного сопротивления до активной борьбы);
  • обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения);
  • подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
  • вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через ссору, крик, визг, так и через содержание словесных ответов - угрозу, проклятия, ругань).

Различные виды агрессивных действий могут быть обусловлены различными факторами и могут входить в структуру разных типов девиантного поведения. Наиболее яркий вид агрессии - физическая агрессия в виде нападения на жертву- отражает, как правило криминальное поведение. [ цит по3, с.14] Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э.Фромма- доброкачественной и злокачественной). Различие данных форм заключается в намерениях, предшествовавших проявлению агрессивности. При конструктивной форме агрессии злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он является основой выбора именно данного способа взаимодействия с людьми. Конструктивная форма агрессии может быть названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение.

Категория: Всем учителям
13.05.2024 09:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!