СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Полезные советы для запоминания иностранных слов.
(методические рекомендации для учителей, учащихся и родителей)
На современном этапе изучения иностранного языка в школе продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем проблема запоминания лексических единиц по заданной тематике. Сегодня пополнение словарного запаса учащимися должно проходить интенсивными темпами, согласно требованиям ФГОС. Работая учителем, я столкнулась с той проблемой, что у большинства учащихся запоминание иностранных слов и употребление их в диалогической и монологической речи является сложным и скучным этапом в выполнении домашнего задания. Выявляя причины сложившийся ситуации я пришла к выводу, что для многих детей работать со словарём не интересно и скучно, но основная причина состоит в том, что учащиеся не знают основных способов запоминания слов или не стараются применять их.
В своей практике я постаралась внедрить несколько, на мой взгляд, подходящих методов заучивания иностранных слов и употребления их в разговорной речи по заданной тематике.
Самый простой, но не забытый, а очень эффективный метод "наглядности". Но к данному конкретному методу я подошла с творческой стороны. Мои картинки для запоминания слов неординарные, смешные и грустные, которые вызывают неожиданный восторг. Ведь не секрет, что наш мозг получает столько обычной информации, что странная картинка – это хороший сюрприз, а сюрпризы мы всегда запоминаем лучше. Наш мозг устроен так, что он очень быстро схватывает визуальную информацию. Найдите забавную картинку, (при развитии Интернет - технологий сегодня это не сложно), иллюстрирующую значение слова, и мозг ученика быстро его запомнит.
Метод "списков"лучше срабатывает с учащимися среднего и старшего звена. Этим способом можно быстро выучить большое количество слов. Возьмем какую-нибудь тему, например, «Школа». Представим, нарисуем в воображении, что есть в нашей школе. Каждый элемент нужно представлять как можно отчетливей. Главное четко увидеть, услышать предмет и назвать его иностранным словом.
школа: ученик – учитель – парта – доска – тетрадь – ручка – карандаш и т.д. Для запоминания глаголов можно представить стадион, на котором: (быстро) бегают, ходят, плавают, (высоко) прыгают, толкают, (громко) кричат, бьют, дерутся, свистят и т.д. Если нужно выучить 10-20 слов, которые не объединяются в одну общую тему, придумайте какой-нибудь необычный яркий рассказ, в котором все слова были бы последовательно связаны и являлись в рассказе связующими элементами, т.е. объедините их в смысловую цепочку. Чем необычней будет рассказ, и чем ярче вы его представите, тем лучше запомнятся слова. Например, нужно запомнить следующие слова: чашка, дерево, мост, машина, книга, веник, яблоко, окно, пианино, луна (берем, конечно, иностранные слова).
Метод синонимических рядов. Этим способом хорошо учить глаголы и прилагательные. Проиллюстрируем его на примере английского слова big (большой) и его синонимов. Выпишем синонимы этого слова и слова с приближенным значением (из словаря синонимов ): big great large huge fat ets.
Метод синонимических рядов повторяет метод списков. Но здесь добавляется одна проблема: проблема запоминания различий между синонимами. Вряд ли ученик способен подробно запомнить все описания подобных различий. Этот метод эффективно может быть использован только в старших классах. Было бы намного легче запоминать синонимы в словосочетаниях или предложениях. Для этого отлично подходит метод "соединения". Например, если вам нужно запомнить слово «handsome» (привлекательный, о лицах мужского пола), вы можете написать: «the tall, handsome man» (высокий привлекательный мужчина). Это поможет вам запомнить, что «handsome» – это прилагательное, служащее для описания внешности мужчины. Затем попробуйте
Для запоминания иностранных слов дома, в качестве домашнего задания, я предлагаю ученикам следующую пошаговую методику, использование которой легко проверить на уроке. Пользуясь заучиванием иностранных слов по данной методике, ученик отвечая слова на уроке должен пытаться, сам того не замечая, "прочитать слова с потолка", т.е. ученик ищет глазами "сфотографированный" им образ слова. Итак, запоминание происходит по плану:
1- перевод слова;
2- подбор созвучного по произношению русского слова;
3- соединение образа перевода с образом созвучного слова (ассоциации);
4-"сфотографировать" иностранное слово, а потом закрыть глаза и постараться вспомнить графический образ слова;
5- написать слово самостоятельно;
6- проверить качество запоминания;
Часто на уроках, когда ученик затрудняется вспомнить то или иное слово, я советую ему закрыть глаза и использовать свою "фотографию", если ученик добросовестно учил, то этот способ срабатывает.
Важным моментом, который нельзя не брать во внимание является частое временное повторение. Психологи, изучающие процессы запоминания, утверждают, что есть хороший способ запоминать вещи быстро и прочно. Используйте новое слово в разговорной лексики сразу, как только учащиеся его узнали. Затем используйте его через промежуток времени. Затем на следующий день. Затем через неделю. От урока к уроку это делать не сложно. После этого учащимся вряд ли придется прилагать усилия, чтобы вспомнить слова и словосочетания.
Хочется также упомянуть о "подсознательном" методе запоминания иностранных слов. Для такого способа и нужны значительные внутренние усилия, но он является очень эффективным. Итак, учащийся имеет список новых слов, составленных в столбик слева слова, справа — их перевод (это принципиально важно). Слов должно быть максимум 20. Процедура запоминания слов таким образом может проходить только перед сном. Для этого нужно сконцентрировать все свое внимание на запоминании слов и отключиться от всего остального. Затем учащийся выбирает любое английское слово, читает пару раз само слово и перевод, и представляет это слово, как можно реальней и ярче в своем воображении. После этого повторяет данное слово шепотом, потом про себя, с закрытыми глазами. Затем проделывает тоже с остальными словами. В результате вся полученная информация переводится в подсознание. Утром ученик повторяет эти слова.
Сегодняшнее разнообразие методов заучивания иностранных слов неизмеримо широко. Но самое главное, это желание самого ученика запомнить то или иное слово и словосочетание.
Поэтому я всегда стараюсь вводить новые слова и словосочетания в интересном рассказе на ту или иную тему. Затем слова обыгрываются в различных ситуативных ("ролевых") тренингах. Так как человеческая память руководствуется прежде всего смыслом и эмоциями, то считаю необходимым, во-первых, раскрыть перед учащимися смысл слова (т.е. показать им, в каких ситуациях оно может быть им полезно), а во-вторых, дать им возможность воспользоваться им в эмоционально насыщенном, интересном, увлекательном и обязательно спонтанном разговоре. Ведь если мы увлечены чем-то, нам что-то нравится, то мы стараемся задержать это в памяти как можно дольше. И напротив, если информация негативного характера, как, к примеру ненужное в дальнейшем употреблении слово, мы стараемся забыть его или наша память механически стирает ненужное.
Необходимо также подчеркнуть, что слова эффективнее запоминаются при групповых занятиях, так как учащиеся не только работают со словами самостоятельно, но и наблюдают за их функционированием в чужой речи.
В заключении хотелось бы пожелать учителям увлеченных, активных и творческих учеников!
© 2017, Белая Мария Михайловна 212