СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Политическая система общества – совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и отношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы 1. Определение задач, путей развития общества. 2. Организация деятельности общества для достижения поставленных целей. 3. Распределение материальных и духовных ресурсов. 4. Согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса. 5. Разработка и внедрение в общество различных норм поведения. 6. Обеспечение стабильности и безопасности общества. 7. Политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни. 8. Контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения. Политическая система общества – разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Признаки политической системы общества: – в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти; – претендует на монополию легитимного физического насилия; – обусловливается социальной, экономической и духовной структурой общества; – обладает относительной самостоятельностью. Основные элементы политической системы общества 1. Политические принципы и правовые нормы: – регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы; – узаконивают политические устои; – определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации; – способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества). 2. Политические институты: – представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом; – включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления. 3. Политическое сознание: – отражает социальную действительность; – воспринимает события, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам; – прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе. 4. Политическая культура: – выполняет роль стабилизирующего и дестабилизирующего фактора политической системы; – осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального исторического опыта. Основания классификации политических систем 1) Тип формации и характер социально-экономической структуры: – рабовладельческая; – феодальная; – буржуазная; – коммунистическая. 2) Характер политического режима: – демократический; – авторитарный; – тоталитарный. 3) Социальная основа: – военная; – гражданская; – национально-демократическая; – буржуазно-демократическая. 4) Развитость гражданского общества: – традиционные; – модернизированные. 5) Ориентация на стабильность или перемены: – консервативные; – трансформирующиеся. 6) Участие в политическом процессе: – либеральная демократия – высшая степень добровольного, но пассивного политического участия; – коммунистическая – высокая степень принудительного участия; – развивающиеся политические системы – низкое участие в политике. 7) Взаимосвязь со средой: – открытые – динамичная структура и связи; – закрытые – жестко фиксированная структура, минимизированы связи со средой. 8) Состояние политической структуры и уровень политической культуры (Г. Агмонд). Типология политических систем – Англо-американская: преобладают ценности свободы, благосостояния, безопасности; власть и влияние распределены между различными звеньями системы; – континентально-европейская: сосуществование старых и новых культур; – доиндустриальная (часто индустриальная): смешанные политические культуры, в них выше уровень насилия; власть разделена неотчетливо; – тоталитарная: принудительный тип политической активности, доминирующая тоталитарная политическая культура; власть в руках аппарата, монопольно контролируемого партией. III. Закрепление изученного. Ответить на в о п р о с ы: 1) Что такое политическая система общества? 2) Каковы функции политической системы? 3) Перечислить и охарактеризовать признаки политической системы общества. 4) Каковы основные элементы политической системы общества? 5) Назвать типы политических систем. Государство – явление не вечное, его не было в течение многих тысячелетий существования первобытного строя. Разные народы пришли к государственности в разное время.
Государство явилось результатом объективных процессов социально-экономического развития общества. Оно не было навязано обществу извне, а возникло естественным путем, как результат целой цепочки взаимосвязанных социальных и экономических процессов, таких, как появление частной собственности, имущественное расслоение, возникновение потребности в защите интересов небольшой группы людей, обладающих материальными благами… Таковы наиболее распространенные научные представления о возникновении государства.
– Назовите известные вам теории происхождения государства.
теологическая – возникновение государства объясняется и санкционируется волей Бога;
теория общественного договора – исходит из понимания государства как результата консенсуса, заключаемого между сувереном-властителем и подданными;
патриархальная – исходит из того, что государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая во имя всех и ко всеобщему благу;
социально-экономическая – государство возникает в связи с появлением частной собственности и классового антагонизма;
теория завоевания – объясняет завоевание одних групп другими.
В узком смысле государство – организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории.
Современные ученые-политологи рассматривают государство как многогранную целостность и пытаются отразить в определении все стороны этого сложного общественного явления.
Государство – это определенный способ организации общества, организация публичной власти, которая распространяется на все общество, выступает его финансовым представителем и опирается в необходимых случаях на меры принуждения.
Государство как социальный институт можно использовать в различных целях.
– Показать на примерах, как доминировала классовая сущность государства на определенных этапах общественного развития.
(антагонистические общества – борьба угнетенных с эксплуататорами становилась борьбой с государством.)
Государственная власть несет в себе неистребимые импульсы к всевластию, стремление держать все в своих руках. – Покажите это на примерах.
Государство привносило и продолжает привносить в жизнь общества упорядоченность, организованность, координацию деятельности множества людей. Государство защищает своих граждан от угрозы завоевания внешними врагами, от взаимного уничтожения людей на почве религиозных или национальных конфликтов, обеспечивает безопасность, правопорядок в обществе. Государство гарантирует гражданам основные права и свободы, обеспечивает равные возможности для развития, заботится о благополучии граждан. Сегодня государство обеспечивает целостность и единение народа на базе общих национальных, экономических, культурных и иных интересов.
Ведущее положение государства в политической системе определяет его суверенитет. В Конституции записано: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».
– Что такое суверенитет?
Современное понятие суверенитета следует отличать от традиционного представления о нем, сложившегося еще во времена абсолютизма. Тогда суверенитет сводился к независимости государства от любой другой власти как внутри государства, так и вне его, к праву на самостоятельность независимо от каких-либо сил, обстоятельств и лиц. Сегодня внутренний суверенитет Российского государства добровольно ограничен Конституцией. Во-первых, в ней признается, что носителем суверенитета и единственным источником власти является его многонациональный народ. Во-вторых, Конституция признала, что за субъектами РФ сохраняется вся полнота государственной власти в пределах ее компетентности.
Юридически внутренний суверенитет РФ выражается в том, что ему принадлежит право издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех членов общества. При этом российская Конституция и федеральные законы обладают верховенством.
– Объясните, что это означает? (если те или иные правовые акты не соответствуют Конституции, они подлежат отмене в установленном законом порядке. В случае явного противоречия между Конституцией РФ и каким-то законом исполнению подлежит конституция. Если возникает противоречие между федеральным законом и актом меньшей юридической силы, то оно разрешается в пользу федерального закона.)
Внешний суверенитет государства заключается в его независимости от иностранных держав и международных организаций.
Помимо того, что государство имеет монополию на издание законов и их верховенство, оно еще обладает специальным аппаратом принуждения (вооруженные силы, правоохранительные органы, налоговая полиция), необходимым для того, чтобы заставить исполнять принятые законы, чтобы оказывать силовое воздействие на нарушителей закона.
Для того чтобы управлять обществом, государство имеет законодательные, исполнительные, судебные органы власти, профессиональный аппарат управления. Государству принадлежит собственность (природные недра, государственная казна, золотовалютный запас страны).
Таким образом, государство обладает многообразием как материальных, так и специфических ресурсов воздействия на общество. Все это обуславливает действительную полноту власти государства, позволяет ему влиять на деятельность всех иных политических институтов, реализовать свою политику, предопределяет его роль как важнейшего компонента политической системы.
З а д а н и е.
Известно, что государство суверенно. Что бы в нем ни происходило, нельзя вмешиваться в его внутренние дела. В этой связи как бы вы оценили следующие два факта:
1. Бомбардировка Белграда в 2000 г. самолетами ряда стран НАТО.
2. Рассмотрение Европейским парламентом вопроса о положении дел в Чеченской республике и возможное принятие санкций против России.
Рассмотрение вопроса о функции государства начинается с выяснения, что такое «функция».
Функция – это основное направление деятельности государства на конкретном этапе исторического развития.
Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Осуществление внутренних функций связано с обязанностями и деятельностью государства внутри той территории, на которую распространяется его власть. Внешние функции государства связаны с его деятельностью на международной арене.
внутренние функции государства:
а) политическая функция (новые взаимоотношения между человеком и государством, которые бы основывались на взаимной ответственности, организация избирательных кампаний, проведение выборов, объявление референдумов);
б) экономическая функция (заключается в воздействии государства на экономические отношения – разработка стратегии экономического развития страны);
в) социальная функция (социальная защита различных категорий населения, корректирование негативных последствий рыночных отношений, проведение государственной политики в области образования, культуры, здоровья людей);
г) экологическая функция (разработка программ по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов, проведении государственных экологических экспертиз экономических проектов);
д) правоохранительная функция (защита прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка, борьба с правонарушениями, преодоление общественных противоречий);
е) национально-культурная функция (сопряжена с сохранением национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).
Внешние функции государства:
развитие дипломатических отношений;
ведение войн;
оборона.
Внешние функции современного Российского государства претерпели существенные изменения в результате интеграции России в мировое сообщество, мировую экономику. На них повлияли процессы глобализации, тесная взаимосвязь внутренней и внешней политики.
З а д а н и е.
Составьте схему «Функции современного Российского государства».
– Что такое государственный аппарат? Какова необходимость его существования?
Государственный аппарат – это система государственных органов, которые осуществляют управление обществом.
Любое общество является объектом управления со стороны государственных и общественных органов. Власть государства в обществе функционирует непрерывно, поэтому для осуществления властных функций необходим постоянно действующий государственный аппарат. Отличительной чертой государственного органа является наличие у него государственно-властных полномочий. Это значит, что он может принимать решения, давать указания и тем самым воздействовать на деятельность других органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан.
Каждый государственный орган создается специально для выполнения определенных задач и функций, в связи с чем наделяется соответствующей компетенцией, то есть имеет свою сферу деятельности.
Элементы организационной структуры государственного аппарата
1. Система представительных (законодательных) органов.
2. Система исполнительно-распорядительных органов.
3. Система судебных органов.
4. Система надзирательно-контрольных инстанций.
5. Органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы, органы налогообложения и налоговой полиции.
За работой государственного аппарата в любой стране стоит профессиональная деятельность служащих. В Российской Федерации структура государственного аппарата базируется на принципе федерализма и поэтому включает как федеральный аппарат, так и аппарат субъектов РФ.
Государственная служба в РФ строится по номенклатурному принципу (подбор кадров производится в основном закрыто, открытые выборы – конкурсы не проводятся).
Исполнением экономической функции Российского государства занято Федеральное правительство и многие министерства (Министерство экономики, финансов, государственного имущества РФ и др.).
Социальная функция возложена в основном на федеральные и региональные министерства (Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство образования).
Правоохранительную функцию государства исполняют судебные органы (Конституционный Суд, суды общего назначения, возглавляемые Верховным судом РФ, Арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом РФ).
Контроль за исполнением законов со стороны граждан, организаций и должностных лиц осуществляет прокуратура.
Охрана общественного порядка и борьба с преступностью возложена на органы внутренних дел.
На страже интересов государства стоит Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, налоговые инспекции, санитарно-эпидемиологические инспекции и др.
Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
– По каким признакам мы определяем государство?
1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.
2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.
3. Территориальная организация власти и населения (население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом).
4. Налоги (ни одно государство не может существовать без отбора общеобязательных платежей).
– Чем государство отличается от иных политических организаций современного общества?
1. Суверенитет – полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.
2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и нормативные акты, обязательные для населения всей страны
Политический режим – это совокупность методов, средств и способов практического осуществления государственной власти в конкретный период его исторического развития. Признаки политического режима 1-я группа признаков связана с уровнем легитимности политической власти, при этом можно выделить такие показатели, как: – степень участия народа в формировании органов политической власти или легитимности власти; – степень реализации политической власти непосредственно народом; – доминирующие методы осуществления политической власти (принуждение, убеждение, насилие…). 2-я группа признаков связана с правовым положением человека в государстве, а именно: – реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; – степенью гласности в обществе, положением средств массовой информации; – учетом интересов меньшинства при принятии политических решений. 3-я группа признаков характеризует принципы организации политического устройства общества: – господство права и верховенство закона; – разделение властей; – политический плюрализм и многопартийность; – место и роль в обществе силовых структур государства; – прозрачность власти и ее государственного аппарата. В зависимости от методов и средств, с помощью которых государство осуществляет свои властные функции, различают два противоположных политических режима – демократический и антидемократический. Западные политологи классифицируют политические режимы, используя четыре признака: 1. Наличие многопартийности. 2. Наличие легальной оппозиции. 3. Разделение властей. 4. Взаимоотношения гражданского общества с государством. С учетом этих признаков выделяют два типа политического режима – демократический и тоталитарный в их разных модификациях: теократический, националистический, военно-фашистский, военно-бюрократический и коммунистический режимы. – Что такое демократия? Приведите примеры из истории существования демократического режима. Демократия в переводе с греческого означает «власть народа». Классическим образцом античной демократии считаются Афины. В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: – формирование органов власти выборным путем; – свобода деятельности различных субъектов политической жизни; – признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности. Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные. Тоталитарный режим – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Признаки тоталитарного режима: - наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость; – наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национализм, фашизм); – монополия государства на средства вооруженной борьбы; – монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации; – наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»; – подчинение экономики государству, командно-административная система управления. Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Авторитаризм – это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота. Признаки военного режима: – переход власти в результате военного переворота к хунте; – отмена конституции и замена ее актами военных властей; – роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена ее военными; – ограничение действия политических прав и свобод человека; – создание при хунте консультативных органов из технократов. Консервативно-демократический режим опирается не столько на конституцию, сколько на вековые политические традиции общества (Великобритания). Охлократический демократический режим опирается на власть толпы или митинговой демократии (Веймарская республика в Германии). Теократический режим характеризуется сосредоточением политической власти в руках духовных лиц, с опорой на религиозные догмы и господством религиозной идеологии (Иран). Националистический режим основывается на идеологии расового или национального превосходства (режим апартеида в ЮАР). Военно-бюрократический коммунистический режим – характерно господство одной партии с харизматическим вождем, официальной коммунистической идеологии, сверхмилитаризация общества, особая система контроля над обществом, насилия и террора по отношению к народу, полный законодательный произвол. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Государственная власть в России носит легитимный характер и по форме является народовластием. Граждане нашей страны участвуют не только в формировании органов государственной власти, регулярно отдавая свой голос тому или иному кандидату в президенты, Государственную Думу или в местные органы государственной власти. Показательным для подлинной демократии является институт ответственности избранных лиц (досрочный отзыв депутата, не оправдавшего доверие избирателей у нас не прижился). В России реализуется принцип разделения властей, законом определен круг полномочий каждой из них. В России формально предусмотрены демократические процедуры «сдержек и противовесов» против сосредоточения государственной власти в руках представителей одной из ее ветвей. В России реализуется принцип политического плюрализма, в том числе многопартийности. III. Закрепление изученного. 1. Составить схему «Классификация типов политических режимов». 2. Представьте, что вы приехали в неизвестную вам страну. Вам надо получить представление о ее политическом режиме. У вас есть возможность задать по этому поводу пять вопросов гражданам этой страны. Сформулируйте эти вопросы. 3. Известно, что демократию определяют как фактическое народовластие. Однако есть мнение, что для народовластия народ должен научиться уважать себя, свои права, права других людей, быть ответственным. Считаете ли вы россиян народом, созревшим для народовластия? Обоснуйте свой ответ. 4. Одним из важнейших признаков демократического режима в государстве считается признание и реализация основных прав и свобод человека и гражданина. Означает ли провозглашение Конституцией РФ приоритета прав человека, что в стране тотчас воцарится демократия? Ваше мнение. 5. Работа с документом, с. 239–240. Домашнее задание: читать § 21, с. 234–240, вопросы для самопроверки, с. 240.
© 2018, Шардакова Елена Викторовна 666