Помогаем ребенку в четыре года
Эмоции.
Психологи утверждают, что эмоциям ребенка, как и всему остальному, тоже надо обучать.
Ребенок уже должен уметь улавливать настроение другого человека и сопереживать окружающим. Но научиться этому ему нужно помочь. Как?
- Например, вместе рассматривать семейный альбом, обсуждая, какое настроение было у близких,
что они чувствовали: удивление, испуг, радость.
- Расскажите о ситуации, когда была сделана фотография.
Это занятие не только учит понимать чувства и эмоции, но и укрепляет семейные связи и привязанности.
- А еще можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя туча или злая волшебница;
улыбнуться, как Буратино или хитрая лиса;
позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое;
испугаться, как заяц, увидевший волка,
или котенок, на которого лает собака.
- Попробуйте вместе изобразить усталость человека, выполнившего тяжелую работу, и т. п.
Так, играя и фантазируя, вы психологически грамотно «потренируете» и воспитаете эмоции ребенка.
Внимание:
- повторить за взрослым движение в определенной последовательности:
- хлопнуть в ладоши
- поднять руки вверх
- руки – в стороны
- опустить руки
- хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег.
дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул
- складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора
- находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками
- самостоятельно называть сходства и различия в картинках
- находить одинаковые предметы без посторонней помощи
- складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку
- выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут
- удерживать в поле зрения 4-5 предметов
Мышление:
- собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга
- подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия
- называть обобщающим словом каждую группу предметов:
- а) собака, кошка, корова, лошадь, коза;
- б) белка, заяц, медведь, волк, лиса;
- в) роза, ромашка, колокольчик, василек;
- г) стол, стул, кровать, шкаф, кресло
- находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор
- находить пару каждому предмет
- отвечать на вопросы:
- «Сколько лап у собаки?
- А сколько у курицы?
- Для чего нужны стрелки для часов?
- Для чего нужна ручка у двери?
- Для чего нужны окна в домах?
- Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
- подбирать противоположные слова:
- днем светло, а ночью… (темно);
- зимой холодно, а летом… (тепло);
- вата легкая, а камень … (тяжелый);
- кирпич твердый, а подушка… (мягкая);
- дерево высокое, а пенек… (низкий);
- река широкая, а ручеек… (узкий);
- слон большой, а мышка… (маленькая)
- решать простые логические задачинаходить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия.
- Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Память:
- повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки
- точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд:
- пойти на кухню,
- сесть на стул,
- взять чашку,
- принести ее в комнату
- определить с одной попытки, какой предмет исчез.
- Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез
- повторить за взрослым на слух четыре-пять слов:
- стол, дом, кот, пень, ваза
- повторить на слух цифры в определенном порядке:
- три – семь – пять;
- один – четыре – два – шесть
- запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов
- рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок
- пересказывать содержание услышанной сказки
- запоминать содержание сюжетного рисунка
- воспроизводить в памяти недавно происшедшие,
- а также яркие события своей жизни
Мелкая моторика:
- запускать мелкие волчки
- показывать отдельно один палец (указательный),
- за тем два (указательный и средний)
- кистями рук делать «фонарики»
- нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку
- завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре
- застегивать пуговицы, крючки, молнии.
- показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим
- проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги
- заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков
- аккуратно раскрашивать картинки,
- проводить прямые линии по середине дорожки,
- проводить вертикальные, горизонтальные и
- наклонные линии нужного размера
Математика.
- Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
- Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Показывать правую и левую руку.
- Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
- Показывать, что находится вверху и внизу от него.
- Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
- Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения;
- объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
- Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте);
- объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
- Понимать слова: верхняя, нижняя, слева,
Развитие речи.
- Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
- Что умеют делать эти животные
рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит.
- После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
- Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- Понимать обобщающие слова:
мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
- Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
- Употреблять предложения с однородными членами.
- Отвечать на простейшие вопросы.
Окружающий мир.
- Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Сказать, сколько ему лет.
- Назвать город, в котором он живет; свой домашний адрес
- Сказать, в какое время бываетснег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и красные листочки.
- Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений.
- Назвать отличительные особенности внешнего вида домашних и диких животных и их детенышей.
- Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение, существенные детали и части предметов.
- Различить и назвать погодные явления.
- Назвать несколько профессий.
- Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.