СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поощрение и наказание в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поощрение и наказание детей в семье

Поощрение и наказание – это совокупность средств регулирования отношений, в которых эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Поощрение и наказание – основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определённой воспитательной цели.

Школа, печать, кино, радио воспитывают детей, но основная, главная роль в деле воспитания молодого поколения принадлежит семье. Школа является только помощником родителей в этом нелёгком вопросе. В процессе воспитания мы должны не только формировать у детей лучшие нравственные черты, но и помогать преодолевать отрицательные качества.

Родители должны знать, как воспитывать, знать методы, приёмы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться.

Поощрение и наказание - методы воспитания, но это не основные методы, а вспомогательные.

К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением или наказанием. Эти родители, можно сказать, действуют методом «кнута и пряника», они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения.

Упражнять ребёнка в правильном поведении надо с самого раннего детства. Организуя игру, к ребёнку предъявляются определённые требования.

Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.

Но что делать, если дети не выполняют требований? Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребёнка, осуществляйте контроль, никогда не ослабляйте его. Когда рубёнку нужна будет помощь – оказывайте её. В этом надёжная гарантия того, что у ребёнка не выработается опыта непослушания.Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми.

А.С.Макаренко учил, что «в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесёт пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры».

Предъявляемое требование должно быть посильным, иначе это не будет выполнено ребёнком, а это приводит к непослушанию. Если отец дал распоряжение, или запретил что-то, то мать не должна отменять решение отца и разрешить то, что он запретил, и наоборот. Нельзя и самому себе противоречить. Дали одно задание, через некоторое время другое, причём из-за второго нельзя выполнить первое. Трудно быть послушным, если не знаешь, что же нужно делать.

Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказание, Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жёстких мер, другой предлагает более мягкие и енобидные для ребёнка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательно ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Некоторые родители считают возможным прибегнуть к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт: « Нас били, и ничего, хорошими выросли». Физическими наказаниями, особенно сильными ,можно оказать влияние на кого  угодно. Ребёнок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покореность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребёнок, что сознание ребёнка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная змоция страха. Эта форма воздействия  обычно вибирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии эмоционального «клинча», при котором непосредственная реакция превалирует над сознанием и обдуманным поведением.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит  волю ребёнка, превратит его в покорную,подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противостоять чужой воле собственное сознательное поведение.

Весьма распространённой формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребёнка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять её нужно с большой осторожностью. Временная утрата любви будет действенна тогда, когда он почувствовал родительскую любовь, когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью. Накзание должно не посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребёнка, усилить его любовь к родителям и понимание, как силтно его любят. Ребёнок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определённой доли родительской любви,  поскольку заслужил наказание. Но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Если же ребёнок хоть на миг поверит в то, что мама разлюбила его, наказание следует считать вредным, неправильным.  Наказание ребёнка лишением родительской любви принесёт большой вред, если не соблюдать два условия: ребёнок должен чувствовать, что, каким бы ни был его проступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его проступку, а не к нему самому.

Наказание естественными последствиями основывается на ограничении поведения ребёнка. Родители отказывают ребёнку в некоторых удовольствиях, например,не пускают гулять, не разрешают посетить кино, встретится с друзьями. Применяя данное наказание, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками. Родителям, прибегающим к наказаниям путём лишения чего-то приятного, необходимо всерьёз задуматься, а что им дороже, сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребёнка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытий.

Справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Если ребёнок получил двойку, маме необходимо заставить его ывполнить дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать правильное выполнение уроков. Усиление контроля не вызовёт у ребёнка обиды и протеста. А вот если мама  запретит гулять или поиграть в любимые игры,справедливость подобной меры не всегда очевидна. Вроде бы отреагировали на проступок, показали своё негативное отношение. Но при этом этом оставили ребёнка один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут  стоять самые разные и порой очень серьёзные причины. Подобное наказание не только не помогает ребёнку справиться с трудностями, но, наоборот, создаёт новые. За довольно частыми неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребёнка.

Цель наказания – не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого – прощение.

Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любоеосвобождение, прощение рождаетдобрые чувства к освободителю. Только тогда ребёнок будет любить наказывающего отца и мать и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Только ли наказанием можно воздействовать на внутренние психологическме качества детей, приводящие к ошибочным действиям и поступкам. Конечно, нет. Накзание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их.

Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это . Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. К каким результатам он пришёл, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или правильный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребёнка только за достижения при условии определённого результата. Именно поэтому у неокторых детей создаётся «хронический дефицит поощрений». Действительно, если ребёнок получает четвёрки вместо ожидаемых пятёрок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четвёрки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием_ не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой.

Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которыесами собой являются наградой, поощрением.

Задача родителей научить радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребёнка и который сам по себе может доставить радость. Широко применяется в воспитании такой вид поощрения, как одобрение.

Одобрение – это не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Одним – двумя словами родители способствуют закреплению положительных действий и поступков.

Похвала – выражение удовлетворения определёнными действиями, поступками. Похвала, как и одобрение, не должна быть многословной, но иногда слова «Молодец!» всё-таки не достаточно. Похвалить можно и когда нет полного удовлетворения поведением. Но родители должны опасаться того, чтобы похвала не сыграла отрицательную роль. Захваливание очень вредно.Родители нередкотговорят, что был ребёнок послушен, трудолюбив.и вдруг резко токазывается от порученного дела; был всегда вежлив, внимателен и вдруг нагрубил. Это результат неумеренной почвалы, захваливания. Не рекомендуется дарить подарки за отдельные поступки, за хорошие отметки, так как это в большинстве случаев ведёт к развитию отрицательных черт характера.

Очень точны слова Л.Н.Толстого

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребёнка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить. Любите своего ребёнка, несмотря ни на что. Хочется закончить словами К.Д.Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрение и наказание, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если поощрения и наказания станут ненужными.»

16.01.2015 13:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!