СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последствия насилия для пострадавших

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые дети и подростки на насилие отвечают насилием. Чтобы противостоять обидчику, они прибегают к:

  • самообороне;
  • обращаются за помощью к друзьям;
  • старшим братьям или сестрам;
  • реже – к родителям и учителям.

На словесные оскорбления или вымогательство дети могут ответить асимметрично – применить физическое насилие, что в большей степени характерно для мальчиков. В целях самообороны девочки могут прибегнуть к непрямому насилию. При сравнительном равенстве сил (физических и моральных) насилие может прекратиться, если обидчик убедится в том, что не может запугать и деморализовать жертву. Однако в большинстве случаев насилие бывает обращено на тех, кто не может оказать должного сопротивления.

Насилие наносит пострадавшему психологический вред, который выражается в:

  • снижении самооценки и самоуважения;
  • повышении уровня тревоги (ситуативной и личностной);
  • развития депрессивного состояния.

Дети, которым регулярно причиняют обиды, со временем теряют способность постоять за себя, у некоторых формируется комплекс вины – в том, что их обижают, они обвиняют себя. Пострадавшие от насилия боятся и стесняются обращаться за помощью к взрослым и сначала пытаются защитить себя с помощью ответной агрессии, что нередко усугубляет их социальные и психологические трудности. Утаивание насилия имеет несколько причин:

  • пострадавший не верит, что учителя или родители смогут помочь;
  • боится еще большего насилия после вмешательства взрослых;
  • считает постыдным «закладывать» обидчиков.

Невозможность попросить о помощи и неверие, что она будет оказана, еще больше травмируют пострадавшего. Ребенка, пострадавшего от насилия, можно определить по его:

  • изолированности от остальных учащихся;
  • замкнутости; снижению активности;
  • пугливости;
  • стремлению избегать общения с окружающими и друзьями;
  • отказу рассказать о происходящем.

Одним из наиболее серьезных последствий насилия является высокий риск суицидального поведения у пострадавших. В целом самоубийство – не такое частое явление среди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, сексуального или гендерного насилия, риск самоубийства возрастает. В случаях постоянного и жестокого буллинга дети и подростки могут рассматривать самоубийство как избавление от страданий, так как с течением времени и при отсутствии поддержки и помощи со стороны они постепенно теряют надежду на позитивное решение проблемы. Их безнадежность усиливается иррациональным мышлением, и смерть кажется единственным способом избавления от постоянно травмирующей ситуации и сопутствующего чувства безысходности, боли, одиночества.

Серьезной академической проблемой является самоустранение пострадавших от учебного процесса. Жертвы насилия вначале могут опаздывать на уроки, потом у них появляется стремление пропустить урок или определенный день недели из-за страха подвергнуться нападениям, например урок физкультуры, так как инциденты насилия часто происходят в раздевалках. В результате у учащихся, пострадавших от насилия, снижаются учебная и познавательная мотивация и успеваемость, что в дальнейшем сокращает для них возможности продолжения образования после окончания школы или училища. У пострадавших от насилия последствия могут проявляться в течение многих лет в виде: посттравматических стрессовых расстройств; тревожности; беспокойства; социальной изоляции; асоциального поведения.

10.02.2022 08:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!