СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительской собрание "Когда в семье трудно, опасно, жестоко… "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда в семье трудно, опасно, жестоко…

Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие- это разрушительная сила, которая унижает, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Одним из важнейших социальных институтов, влияющих на формирование личности ребенка, является семья. Как влияет жестокое обращение с ребенком в семье на формирование и развитие его личности в подростковом возрасте, кризис которого связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания?

Рассматривая теоретический аспект, вспомним, что существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический.

Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те – к жестокому обращению со своими домочадцами.

  • Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, характерами личности, поведения ребенка или родителей, отрицательного личного опыта родителей, пережитым ими в детстве, а также употреблением алкоголя и наркотиков. Жестокое обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.

В родительской семье изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, закладывается его эмоциональная жизнь, самооценка. Родители, допускающие жестокость в отношении своего ребенка, разрушают ожидание любви, доверия и заботы, столь необходимые для социального развития и развития здоровой личности. Результатом часто становятся серьезные нарушения процесса развития. Дети, познавшие человеческое зло и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Кроме того, многие подвергшиеся жестокому обращению дети отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке. Дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле, попадают в сеть вредящих отношений и выпадают из нормального процесса социализации, с положительным подкреплением и поддержкой со стороны родителей. В результате этим детям трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, нередко им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе, и у них могут развиться невротические черты и проблемное поведение. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание. И все это - глубокие, долговременные последствия жестокого обращения с детьми. Подвергаясь жестокому обращению в семье, в основе своей, дети становятся более замкнутыми, скрытными, недоверчивыми, несобранными, плохо обучаемыми, беспринципными, легкомысленными, мало продуктивными в занятиях, боязливыми, напряженными, раздражительными, агрессивными. Им характерна низкая психическая и личностная активность, фиксация на мрачных сторонах жизни, сниженный уровень настроения, самооценки и самоуважения. Таким образом, жестокое отношение к ребенку в семье в значительной степени влияет на условия формирования его личности, дети лишаются нормального роста и развития, становятся неспособными себя защитить, испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, нарушается их социальная адаптация.

Жестокому обращению со стороны родителей подвергаются дети всех возрастных групп, не исключая детей первого года жизни, причем травмы, причиненные родственниками грудным детям, регистрируются в 2 раза чаще, чем травмы, нанесенные незнакомыми лицами. Чаще повреждения детям и подросткам наносили отцы. Несмотря на то, что матери причиняют повреждения реже, эти травмы отличаются особой жестокостью и тяжестью. Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов; В общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения.

Хочется напомнить Вам, уважаемые взрослые, что вы в ответе за своего ребенка, каким он вырастит, как сможет самоутвердиться в обществе. Существуют законы, которые защищают права и достоинства ребенка

1.Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

2. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

3. Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
  • Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Каким образом выявляются семьи, где нужна помощь?

Во-первых, родители могут сами прийти в ведомство и попросить о помощи. Как правило, это следующее:

  • конфликты между детьми и родителями, с братьями и сестрами;
  • проблемы воспитания в семье;
  • поведение и успеваемость в школе;
  • не умение организовать распорядок дня;
  • болезнь, инвалидность, зависимость (от алкоголя, наркотиков, курения) в семье;
  • проблемы с работой, финансами, жильем.

Во-вторых, работники школ, детских садов и других учреждений могут позвонить и сказать, что успеваемость у ребенка плохая, что с ним обращаются плохо, он рано утром приходит ненакормленный, или просто ученик агрессивный и пр. Особый акцент делают на то, что надо провести проверку, все ли дома в порядке.

В-третьих, общественность (знакомые, соседи и др.) сообщает о наличии проблем в семье.

Хочется отметить, что эффективность защиты от насилия зависит от комплекса различных мероприятий. У нас в районе работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами. К примеру телефоны доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексное социальное обслуживание населению.

Работа ведется по двум направлениям. Первое предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, поведенческого, общемедицинского характера. Пострадавшему от насилия в семье ребенку требуется медицинская помощь, психологическая, а также материальная поддержка, социально-педагогическое сопровождение. Второе направление – решение комплекса социальных проблем ребенка и восстановление нарушенного баланса.

Защита детей от насилия в семье может осуществляться в любой из указанных организационных структур системы социального обслуживания.

В школе для предупреждения жестокого обращения в семье проводится следующая работа:

- рейды по месту жительства, цель которых не только обследование социально-бытовых условий проживания ребенка, но и занятость его во внеурочное время. Родителям указываем не только на отрицательные качества, а стараемся найти даже в «трудном» ребенке то, за что его можно похвалить и поблагодарить родителей.

-школьные праздники и концерты, где участвует большая часть школьников. Родители с большим желанием приходят на концерты, в которых участвуют их дети.

-самым распространенным и, на мой взгляд, самым эффективным методом предупреждения насилия являются совместные походы и праздники. Стало хорошей традицией ко Дню Матери, 23 февраля на 8 Марта проводить такие мероприятия в начальной школе, среднем звене. Учащимися 6 класса совместно с родителями совершены поездки в театр г.Омска, на озеро Карачи, на каток г.Татарска.

В заключение хочется зачитать Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

28.03.2017 12:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!