СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Лекции имеют десятки названий: лекция-рассказ, лекция-беседа, повествовательная лекция, информационно-диалогическая лекция, проблемная, предметная, тематическая, обзорная, установочная и т.д. Существует много определений термина «лекция». В педагогическом словаре дается такое определение этому понятию: «метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области»; «продолжительное устное изложение (45 - 50 мин.) учебного материала в сочетании с приемами познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала.)
Повествовательная лекция (рассказ) – это последовательное изложение учебного материала в виде монолога без привлечения учащихся к внешнему диалогу. «Учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение… фактического и теоретического материала… в монологической форме».
Учителю необходимо помнить, что лекции повествовательного характераом, инструментом с помощью которого учитель достигает своих целей. ка. йй его можно использовать и во втором концентре.
гу."ях ()сов без лекции в школе не обойтис не читаются, а излагаются своими словами, на основе исходного текста. Повествовательная лекция будет эффективна только при выполнении ряда условий:
План проведения лекции повествовательного характера включает в себя следующие элементы:
Начать лекцию необходимо с объявления темы и плана, неоднократно повторив их с целью осознания учащимися.
Методически правильное изложение лекции – это свободное оперирование мыслями. Учитель ведет яркий рассказ, контролируя себя по тексту. Монотонное чтение написанного текста без применения средств наглядности, без использования образов художественной литературы и т.д. отталкивает учащихся, их мыслительный процесс становится вялым, либо исчезает полностью, контакт с аудиторией утрачивается. Лекция приобретает формальный характер.
Повествовательная лекция предполагает установленный темп речи. Ее оптимальный темп зависит от двух обстоятельств:
способность учащихся воспринимать учебный материал. Главный вид деятельности учащихся на повествовательной лекции – это слушание. Для того чтобы слушание носило продуктивный характер, лектор определяет и предусматривает в тексте лекции три составляющие этой работы.
Для успешной реализации третьего этапа учащимся предоставляется определенное время, которое предваряется словами: «Подумайте, в чем основной смысл…», «Дайте оценку…» и т.д. После завершения продумывания этих вопросов, учитель может поставить несколько контрольных вопросов.
Обязательным условием повествовательного изложения лекции является время, оставленное для вопросов – 3-5 минут. Учащихся необходимо научить задавать вопросы. В случае если у учащихся нет вопросов, может выручить дополнительный материал или другие меры заполнения паузы.
© 2016, Олейник Светлана Михайловна 675