СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного о ССП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 9 классе

Тема: Повторение изученного о сложносочиненном  предложении.

Тип урока: обобщающий

Вид урока: урок-практикум

Цели урока:   

  • Систематизировать теоретические сведения по теме “Сложносочиненные предложения”;

  • Закрепить и проверить умение различать сложносочиненные предложения по структуре и средствам связи;

  • Закрепление навыков постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

Оборудование: компьютеры, опоры-слайды, раздаточный материал.

Эпиграф: «Учиться – всегда пригодится»  (пословица)

Ход урока

- Добрый день. Сегодня мы работаем  над темой   «Повторение изученного о сложносочиненном предложении». Это урок обобщения. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (2 слайд)  

Начнем урок с орфоэпической и орфографической разминки.

Орфоэпическая разминка

Орфографическая разминка

Творог, углубить, поняла, понял, красивее, звонит, кашлянуть.

Коло…а, инт..рнет, тысяч..летие, р..активный, ун..верситет, обс..рватория, астр..номия.

- Остальные работают по вариантам. 1-й вариант выполняют орфоэпическую разминку,  2-й  вариант - орфографическую. Проверяем. Молодцы!

(3 слайд)

Эпиграфом к нашему уроку я взяла русскую народную пословицу. ( Чтение пословицы).  Как вы понимаете смысл этой пословицы? Хорошо, что вы это понимаете. Конечно, каждый человек должен стремиться к знаниям, поэтому цель нашего урока: повторить и закрепить знания о ССП. Повторим.   Вспомните алгоритм определения  сложносочиненного предложения. Допустим, вы записали предложение, вам нужно определить его вид. Каков ваш первый шаг? ….. В течение урока вам пригодится знание этого алгоритма. А теперь  запишите  следующее предложение.  4 слайд

 

1. Синтаксическая минутка

Недавно прошел дождь, а дорога уже сухая. (повест., невоскл., сложное, состоит из двух ПП, соединенных противительным союзом а.)

 

-Используя алгоритм, который мы повторили, определи вид этого предложения. Начерти схему этого предложения.

- А теперь назовите основные  группы ССП

5 слайд

2. Повторение.

- Я предлагаю вашему вниманию вот такую таблицу. Отметьте в ней место ССП.

  • С помощью чего соединяютсяпростые предложения в составе ССП?

 

- Молодцы. Мы повторили ССП, а теперь закрепим эти знания практически.

3. Практическая часть.

  1. Самостоятельная работа

     

    6 слайд

     

    - Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ «Осенние воспоминания».

Задание:   На карточках, которые лежат перед вами, записан этот текст, сейчас мы его прочитаем, а затем вы самостоятельно выпишите  сложносочинённые предложения.

 

Осенние воспоминания.

      1.Вспоминается мне ранняя погожая осень.

      2.Воздух так чист, точно его совсем нет.

      3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.

      4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.

     5.Темнеет.

     6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

     7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.

     8.  На  поляне  немного  светлее, и  над  головой  белеет  Млечный  Путь.  

      9. Долго  глядишь  в  темно – синюю  глубину  неба, переполненную  созвездиями.

      10. Потом  встрепенёшься  и, пряча  руки  в  рукава, быстро  побежишь  по  аллее  к  дому.

(По  И. Бунину)

- Так проверяем.

( 7 слайд)

В.  Работа с учебником.

- Упражнение №76. Работаем в группах.

Задание 3 группе: выпишите одно ССП с соединительным союзом;

               2 группе: выпишите одно ССП с противительным союзом;

               3 группе: выпишите одно ССП с разделительным союзом.

D. Задание из ГИА.

        -Готовясь к государственной итоговой аттестации, мы работаем над заданиями трех типов. Наибольшую трудность, как показывают экзамены прошлых лет, составляет написание изложения с использованием приёмов сжатия. (8 слайд)  Перед вами текст, в нем 45 слов. Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов. Выполняем работу в карточках.

 

 

- Предложите сокращенный вариант.

Тестирование.

 

- Знание ССП  необходимо также при выполнении задания В6 из ГИА.  (9 слайд)

 

- Самостоятельно выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении  запятые между частями, связанными сочинительной связью. (Работают).

- Ребята, мы с вами  повторили и закрепили ваши знания о ССП. А теперь выполним небольшую проверочную работу по группам. Положите перед собой  рабочие листы. (10  слайд)  Задание 3-ой группе: из простых предложений образуйте ССП, 2-ой группе - из простых предложений образуйте ССП и определите его разновидность, 1-ей группе - вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы  то-то, ни-ни. Выполните задание  в рабочих листах.

E. Проверочная работа

Рабочий лист 3 группы.

  1. Из простых предложений образуйте ССП.

    Ветер подхватывает снег.  Начинается метель.

            Рабочий лист 2 группы.

  1. Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

    Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.

     

     

        Рабочий лист 1 группы.

  2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы то-то, ни-ни.

    … выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.

     

     

    - А теперь проведем игру, результаты которой и будут итогом нашего урока.  (11 слайд)

4. Итог

Игра.

 Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете красный кружок, а если нет – то белый.

       1. согласны ли вы, что

Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. ( красный)

  2. согласны ли вы, что

      Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов) (белый)

3. согласны ли вы, что

Если в ССП есть общий член, то в предложении запятая не ставится. (красный)

4. согласны ли вы, что

Союзы а, но, да (но) – соединительные. (белый)

 

 

 

 

-  Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме «ССП». (Оценки, д\з). А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке.  (12 слайд)  Перед вами карточки эмоционального состояния, вам нужно ответить всего на два вопроса.

 

5.  Карточка эмоционального состояния

  1. Что вам понравилось на уроке?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что бы вы изменили?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Д/з: контрольные вопросы и задания на с. 47, упр. 82. Весь текст списывать не надо, только выписать сложносочиненные предложения, а в первом предложении подчеркнуть главные члены предложения и второстепенные.

 

- Урок окончен, всем спасибо за работу!

 

Категория: Русский язык
01.01.2015 12:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!