СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности. часть 1. способ 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способ третий. Иногда не хватает времени на организацию чего-то масштабного. Тогда срабатывает этот способ - многоаспектный анализ слова. Работа со словом, которая может быть организована на трёх этапах:

  • «Энциклопедия слова»;
  • «Слово в контексте»;
  • «От слова к тексту».

На первом этапе «Энциклопедия слова» учащиеся работают с различными словарями: определяют значение слова, подбирают к слову синонимы, антонимы, родственные слова, объясняют правописание слова, его происхождение. В ходе выполнения такой работы учащиеся расширяют представление о его семантике и прослеживают отражение в слове национально-культурных особенностей. Объектом наблюдений становятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы, в состав которых входит слово. Кроме того, на этом этапе работы уделяется внимание всем видам языкового разбора слова.

Например, учащимся 5 класса при изучении фонетики предлагаю следующее задание: «Значение каких слов изменится при переносе ударения на другой слог: деньки, кружки, стрелки, ирис? Составьте по 2 словосочетания с этими словами, чтобы было ясно значение каждого из них. Выполните фонетический разбор слова деньки, разберите по составу слово кружки».

В процессе изучения темы «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе учащиеся выполняют задание: соединить части пословиц, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание гласных в корне слова.

Л…гко друзей найти,

Где дружба пр…чна

Дер…во держится к…рнями

а человек — друзьями

да трудно сохр…нить

там хор…шо идут дела

После орфографической работы учащиеся объясняют смысл пословиц и отвечают на вопрос: «Чему учит народная мудрость?»

В 6 классе при изучении темы «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» учащиеся составляют и записывают со словами пр(е/и)ходящий, пр(е/и)клоняться, пр(е/и)ступить словосочетания так, чтобы прояснилось значение слова, в скобках указывают значение приставки.

В 7-9 классе предлагаю учащимся создать «Семантическое поле слова». В ходе выполнения задания учащиеся записывают связанные или несвязанные ассоциаций к данному слову, объясняют лексическое значение слов-ассоциаций, выполняют разные виды языкового разбора. Например, к слову аккорд учащиеся 9 класса подобрали следующие ассоциации: связанные ассоциации – симфония, мелодия, минор, мажор, созвучие, струна, гармония, песня, лад, звучание, нота; несвязанные ассоциации – печаль, пульс, тишина, вскрик, дождь, ветер, река, ручей, весна. Далее учащиеся объяснили лексическое значение слов гармония и лад, подобрали синонимы и антонимы к слову печаль, выполнили морфемный разбор слов созвучие, тишина.

Выполнение таких заданий способствует развитию внимания учащихся к слову, развивает навык работы с различными словарями.

На следующем этапе работы – «Слово в контексте» – слово рассматривается в составе словосочетания и предложения. В процессе работы проводятся упражнения, направленные на анализ лексической сочетаемости слов (составление словосочетаний, нахождение ошибок в употреблении слов).

Составляя «Падежный рассказ» в процессе изучения имени существительного, учащиеся 6 класса создают связный текст из шести предложений, в каждом из которых выбранное учащимся существительное стоит последовательно во всех падежах. Такое задание, вызывающее интерес у шестиклассников, даёт возможность не только просклонять существительное, но включить его в контекст, например, такой: «Когда я возвращалась домой, ко мне подбежала собака (И.п.). У собаки (Р.п.) была рыжая шерсть и большие умные глаза. Я дала собаке (Д.п.) колбасы и побежала к родителям, чтобы попросить оставить собаку (В.п.) дома. Родители разрешили. Я стала ухаживать за собакой (Т.п.), кормить её, гулять с ней. Я привязалась к ней, вспоминаю о собаке (П.п.) даже тогда, когда не дома».

При изучении словосочетания в 8 классе учащиеся выполняют следующее задание: «Какие слова из правой и левой колонок могут образовать словосочетания? Запишите их.

отборные, отборочные

матчи, семена, соревнования

соседский, соседний

мальчик, дом, участок, котёнок

На этом же этапе слово можно рассматривать в качестве метафоры, олицетворения, в составе сравнения. Например, изучая осложнённое простое предложение в 8 классе, учащиеся составляют предложения со словом ветер, при этом существительное должно входить в состав метафорического выражения, в состав сравнения.

Учащиеся 8-9 классов с интересом выполняют упражнение «Воссоздающее воображение», направленное на обогащение словарного запаса, анализ лексической сочетаемости слов: учащиеся описывают предмет так, чтобы одноклассники его увидели, услышали, почувствовали, то есть представили предмет с позиции зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Так, работая со словом заря, восьмиклассники предложили следующие характеристики: звук – звонкая, мелодичная, певучая, наполненная птичьим гомоном; цвет – розовая, яркая, мерцающая, искристая, алая, пылающая; вкус – сладкая, медовая, терпкая; запах – ароматная, свежая, с запахом черёмухи.

Работая над комплексным анализом текста, исправлением деформированных текстов, изложением, проводим наблюдение над использованием слова в текстах разных стилей. В ходе такой работы учащиеся «переводят» тексты, составленные в одном стиле, на язык другого стиля: в 5-6 классе составляют тексты разных стилей на одну тему, например, об осени пишут в художественном и научном стиле, о книге – в публицистическом и разговорном, в 7 классе составляют лингвистические сказки, а в 8-9 классе дают образное толкование слов-терминов.

Многоаспектная работа со словом на первых двух этапах позволяет знакомить учащихся со словарным богатством языка и вырабатывать в них умение включать эти слова в предложения для точной, правильной и свободной передачи мыслей. Такие упражнения являются своего рода подготовительным этапом к работе учащихся над созданием собственного текста.

На следующем этапе работы – «От слова к тексту» – учащиеся создают собственные тексты. Это может быть создание текста на заданную тему, по ключевым словам, по данному началу. Интерес у моих учеников любого возраста вызывает сочинение рассказа по опорным словам, когда необходимо сочинить связный текст, используя 7 – 10 опорных слов (нужно использовать все опорные слова), список которых составлен случайным образом.

Например, учащийся 6 класса составил следующий текст (опорные слова подчёркнуты): «На моей стене висит картина. Смотришь на неё – и наступает огорчение, потому что там изображена кукушка в пальто, которая пьёт молоко в машине. Какой художник мог до этого додуматься?»

В 9 классе мы активно работаем с нравственными понятиями, выполняя упражнение «От слова к тексту»: к данному слову (например, доброта, понимание или забота) учащиеся записывают ассоциативный ряд, далее с любым словом из ассоциативного ряда составляют словосочетание, с другими словами – простое предложение, простое осложнённое предложение, ССП, СПП, БСП и т.д.; на заключительном этапе работы учащиеся пишут сочинение, в котором используют весь наработанный материал.

В 10-11 классах использую метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова, когда учащиеся работают по схеме «слово – словосочетание – простое предложение – простое осложнённое предложение – сложное предложение – текст». На каждом этапе предлагаю учащимся разнообразные приёмы и методы многоаспектной работы со словом. *

В процессе работы по предложенной методике формируется лингвистическая и коммуникативная компетенции учащихся. Обращение к многоаспектному анализу слова воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как на живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения, регулярно использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разным углом зрения.

Категория: Русский язык
28.01.2021 17:54


© 2021 212

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!