СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение грамотности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение грамотности учащихся в условиях реализации ФГОС

Актуальность этой проблемы заключается в том, что уровень грамотности учащихся, по мнению учителей, методистов, ученых-лингвистов, продолжает снижаться.

Тема по сути не нова, каждый учитель русского языка занимается этим практически на каждом уроке. Но несмотря на это проблема несформированности орфографической зоркости учащихся остается ведущей в средних классах.

В настоящее время явно прослеживается недостаточный уровень грамотности молодого поколения. Это выражается в низкой культуре речи среди молодежи, низкой грамотности на страницах электронных изданий, сайтах Интернета. Повальная безграмотность на фоне использования стиля интернета, с характерным использованием сокращений – повод бить тревогу. Притом, что важность духовного, культурного развития является одной из важнейших задач современного образования.

Учащимся сложно запомнить и усвоить большой объём орфографических и пунктуационных правил, изучаемых разрозненно. В школьном курсе изучаются 71 орфограмма и 26 пунктограмм. При этом многие правила имеют исключения. Стоит упомянуть и слова, не подчиняющиеся правилам, то есть «словарные слова».

Называются разные причины снижения грамотности: перегруженность детей, повальное увлечение гаджетами и нежелание детей читать книги.

Одной из причин недостаточно высокого уровня грамотности является неумение детей «видеть» орфограммы, то есть буквы в словах, написание которых вызывает затруднение. Такая же проблема с пунктограммами, потому что для школьников знаки препинания сами по себе, а правила постановки знаков- сами по себе.

В своей работе широко пользуюсь традиционными методами обучения. Практика показывает, что в 5 класс учащиеся приходят уже с достаточно осознанным пониманием того, что такое орфограмма, как ее искать в словах, но в то же время еще не сформированными умениями и навыками нахождения орфограмм.

Итак, каждый учитель русского языка ежеурочно ведет орфографическую работу. Но грамотный ученик как результат нужен не только словесникам. Хочется отметить, что это прерогатива не только учителей русского языка. Мне интересно, как коллеги работают над повышением грамотности

Мои методы

1.Работа над ошибками. Не просто правильное переписывание слов, а объяснение, притом письменное. РНО выполняется не только после контрольных и творческих работ, ведется ежеурочная орфографическая и пунктуационная работа. При этом виде работы ошибки классифицируем, объединяем в группы. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты.

2.Лексическая работа. Выяснение значений словарных иноязычных слов.

3.Объединение нескольких правил в таблицы и ведение для этого специальной тетради.

4.При проверке письменных работ, особенно в старших классах, только указываю на ошибки, не исправляя их. При этом исправление орфографических и пунктуационных ошибок не представляет трудности, проблемой для многих школьников является исправление грамматических и речевых ошибок.

5.Чтение произведений. Чтение вслух. Зрительная память играет немаловажную роль при выработке орфографической зоркости.

6.Ежеурочная работа с искаженными текстами.

7.Применение кластеров или создание кластеров на уроке.

8.Составление алгоритмов работы над орфограммами

10.01.2023 08:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП