СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Особенности возраста:
Основная особенность этого периода - коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Учебная мотивация рассматривается как особый тип мотивации, включаемый в учебную деятельность для повышения эффективности обучения. В процессе развития учебной мотивации учащихся, необходимо учитывать несколько важных факторов:
Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. В младшем школьном возрасте учеба становится ведущей деятельностью, что для ребенка является довольно сложной и ответственной задачей, а просто необходимость учиться, для них еще не является фундаментальным мотивом. Учащихся начальных классов нужно заинтересовать в обучении, поскольку учащиеся часто не осознают мотивацию. На вопрос, почему вы ходите в школу и почему учитесь, младшие школьники дают разные ответы: люблю играть с одноклассниками, мне очень нравится наша учительница, хочу много знать и получать хорошие оценки, хочу порадовать маму, хочу стать похожим на отца, стать хорошим человеком и т.д. Поступая в школу, первоклассники проявляют неподдельный интерес к школьной жизни, для учителя исключительно важно поддержать этот интерес, не обмануть надежды и не перечеркнуть старания ребенка.
В начальной школе для решения проблемы учебной мотивации младших школьников очень важно:
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Опираясь на данные психологических исследований, мы подошли к проблеме познавательных интересов как к сильному мотиву учения, который становится устойчивым образованием самой личности мощной побудительной силой ее деятельности и отдельных действий. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний – познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем выражена направленность на определенную предметную область.
На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Дети одного и того же класса могут находиться на самых разных уровнях развития интереса. Широкий круг психологических исследований познавательных мотивов позволил сделать вывод, что важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития детей. Основания для этого немало:
Перспективы развития позволяют ребенку целенаправленно использовать свободное время, свой досуг и различные виды деятельности для удовлетворения своих интересов. Активный характер учебной деятельности и свободной деятельности в избранной области (увлеченность выполнением задания, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе педагогов с детьми) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса. Не случайно утверждение в том, что познавательный интерес и его становление – показатель общего развития ребенка.
В формировании учебной деятельности большое значение имеет познавательная активность, обучение школьников умению выделять, понимать и решать умственные задачи. Выводы психологических исследований дают основания учителям широко использовать решение умственных задач в целях пробуждения у детей интереса к учению, формирования осознанного мотива учения, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
© 2022, Гостевских Лариса Александровна 163