СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное развитие (ФЭМП)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим итогом дошкольной математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько когнитивное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания. При этом дошкольное звено процесса непрерывного математического образования ребенка является самоценным и не может рассматриваться только с точки зрения подготовки ребенка к обучению в следующем -школьном звене. 2. Установлено, что, рассматривая дошкольное учреждение как образовательное, мы тем самым обязаны согласиться с тем, что на данном этапе жизни ребенка (как и на следующем - школьном) образовательная система в ДОУ обязана предоставить ему возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ведущими для успешного существования (бытия, самоопределения) в этой системе.С этой точки зрения, принятие тезиса о том, что игровая деятельность является единственной ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и что именно она (и только она) определяет процесс развития низших психических функций в высшие, порождает конфликтогенную дидактическую и методическую проблему определения целей и задач образовательного процесса в ДОУ, а также конфликтогенную методическую проблему организации способов и средств процесса обучения математике дошкольников. С другой стороны, очевидно, что воспитатель не может ставить на первое место образовательные цели в дошкольный период детства ребенка, поскольку в этом случае, он будет обязан принять и ведущий вид деятельности, обеспечивающий достижение этих целей, т.е. учебную деятельность как ведущий вид деятельности. То, что это не может быть так, является фактом очевидным с точки зрения детской психологии и педагогики. В этой связи, целесообразно было бы предположить, что учебное содержание (например, математическое) должно стать средством развития ребенка (а не целью усвоения), а усвоение знаний умений и навыков -следствием достижения ребенком определенного уровня развития познавательной деятельности. В такой трактовке в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. В этом случае при построении системы образования дошкольника необходимо предусмотреть как обязательное условие возможность самореализации ребенка на всех этапах работы с обозначенным содержанием. Иными словами, дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. В качестве такой практической деятельности может выступать игра, наблюдение и детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, литературно-языковая деятельность, общение, физическая двигательная деятельность и разнообразная трудовая деятельность. Применяя свои знания и умения в различных видах значимой для него деятельности, ребенок будет самоутверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога - сделать этот процесс успешным для ребенка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения. При этом чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае будет происходить достижение ребенком эмоционального благополучия, стимулирование активности детей в различных видах деятельности, развитие компетентности в сфере отношении к миру, к людям, к себе. Таким образом, будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном этапе, включая и процесс подготовки к школе. 3. Если принять изложенную выше позицию понимания непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования, то следует принять и «аксиому» необходимости формирования у ребенка готовности к выполнению новых видов деятельности на предыдущем этапе развития. Именно в таком ключе трактуется в предлагаемой концепции понятие «готовность к школе». С точки зрения этого подхода, целесообразным будет тот курс математики для дошкольников, который позволял бы средствами данного предмета реализовать идею развивающего обучения, в том числе, и в плане формирования и развития таких элементов учебной деятельности как познавательная мотивация, учебная самостоятельность и самооценка, но в то же время обеспечивал усвоение соответствующих знаний и умений, позволял бы ребенку уже с первых шагов творчески использовать их при решении разнообразных задач практического характера. Ориентировка на приоритет знаний при формировании параметра «готовность к школе» очень часто приводит к преимущественной постоянной «задействованности» процессов восприятия и запоминания, причем восприятия в основном вербальной информации. Воспроизведение этой информации «на память» является репродуктивным процессом, определяющим преимущественный репродуктивный характер деятельности ребенка на протяжении всего дошкольного периода обучения. Естественно, такой методический подход не формирует у ребенка самостоятельность, инициативность, творчество и другие важные черты учебной самодеятельности. В таких «учебных отношениях» ребенок выступает как объект обучения, которому отводится исполнительская функция в соответствии с подробной инструкцией к деятельности. В такой ситуации как процесс деятельности, так и ее результат становится «методически прозрачным», легко управляется и контролируется. Однако непосредственно учебная самодеятельность при этом не формируется. Если мы говорим о деятельностном подходе к обучению, о формировании готовности к школе как развитии и подготовке ребенка к учебной самодеятельности, которая будет являться ведущей для него весь следующий (школьный) период жизни, то это требует преемственности в развитии ребенка как субъекта его деятельности, в том числе и деятельности по «добыванию» знаний и приобретению умений пользоваться этими знаниями.

20.03.2019 15:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП