СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный час, посвященный Дню Конституции "С чего начинается Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование у детей представлений о понятиях: «Конституция», «Право», «Обязанность»

Задачи:

- формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях;

- познакомить детей с некоторыми гражданскими правами и обязанностями;

- развивать умение рассуждать и высказывать свое мнение;

- развивать познавательный интерес к своей стране и ее законам.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, мультимедийная установка, колонки.

Ход мероприятия:

1. Орг. Момент, приветствие.

2. Стихотворение «С чего начинается Родина» М. Матусовский.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

- А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду!

«Давным – давно, было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно все.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, убивать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государства Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо.»

- Как вы думаете, почему государство стало процветающим, счастливы стали его жители, почему они стали чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей)

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

(О дне Конституции.)

- Ребята, у нашего народа много праздников и памятных дат. Одной из таких дат является 12 декабря. В этот день вся страна отмечает День Конституции.

  1. Как называется наша Родина? (Россия)
  2. .как называют людей, живущих в России? (Россиянами)
  3. Какой город является столицей нашей Родины? (Москва)
  4. Хорошо, а может, кто – нибудь знает, что такое Конституция?

( Конституция – это основной закон государства.) Конституция РФ (от лат. Constitutio – устройство) – это самый главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан нашей страны. Его обязаны соблюдать все: и президент, и взрослые, и дети.

3. Рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ.

- Сегодня 12 декабря. В этот день наша страна отмечает праздник День Конституции. Конституция – это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.

- Для того, чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы.

- Как вы думаете, как и кто придумал конституцию? (Народ, ученые)

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые. Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу), где каждый гражданин мог проголосовать. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.

- Что сказано в нашей Конституции?

- В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась все лучше и лучше.

- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.

-В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности.

-Ребята, как вы думаете, что такое право и что такое обязанность? В чем их различие? (Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны (должны) делать.) В этом состоит их различие.

В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем права даются в совокупности со свободами.

-Какими же правами обладает, и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

  • Каждый человек имеет право на свободу слова
  • Каждый человек имеет право на бесплатное образование
  • Каждый человек имеет право на работу
  • Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
  • Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
  • Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества

- А теперь, давайте попробуем применить конституцию к сказкам.

Я буду задавать вопросы, а вы попробуете отгадать сказку и героя.

  1. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).
  2. В какой сказке, и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? ( «Приключение Буратино.», Карабас – Барабас).
  3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга).
  4. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная Королева).
  5. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

- В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование.»

- Какие же права есть у вас, школьников? (Ответы детей). Давайте проверим!

  1. Право на учебу.
  2. Право на отдых между уроками.
  3. Право на каникулы.
  4. Право на занятия в кружках и секциях.

- В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

  1. Уважать друг друга.
  2. Культурно вести себя.
  3. Ходить опрятным.
  4. Выполнять устав школы.

4. Символы государства.

- Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ. У каждой страны на Земле, у каждого государства есть свои символы.

- Я – воспитатель и гражданин РФ, а вы ученики и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.

- Какие символы государства вы знаете? (Герб, флаг, гимн)

- Гербофициальная эмблема государства, изображаемая на печатях, денежных знаках и документах. Двуглавый орел – главная фигура государственного герба России. Это символ вечности. Две головы орла символизируют единство страны.

- Ребята, а где можно увидеть герб РФ? (паспорт, полицейские машины и тд.)

- Государственный флаг – это символ свободы, независимости, самостоятельности государства. Цвета: Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность; синий – цвет постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу и кровь пролитую за Отечество.

- А что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?(Ответы детей). Гимн – это торжественное музыкальное произведение, песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин России. Гимн звучит перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, парадов, в случаях победы спортсменов на международных соревнованиях. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы.

- Ребята, а какие чувства вы испытываете, слушая слова и музыку государственного гимна нашей страны? (Гордость, радость.)

- Наш гимн написали: композитор А. В. Александров и поэт Сергей Михалков. ( Звучит гимн России. Дети слушают стоя.)

5. Подведение итогов.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая и проверит ваши знания. Я называю праздник – вы его дату.

Новый год (1 января)

День защитника Отечества (23 февраля)

День Победы (9 мая)

День России (12 июня)

Международный женский день (8 марта)

День конституции (12 декабря)

- Наш разговор подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, о правах и обязанностях граждан.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать окружающих вас людей, сможете ценить и гордиться страной, в которой живете.

Вы – будущие нашей Родины. Вам строить новую России, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

12.12.2022 21:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП