СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная деятельность на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обеспечении активной познавательной деятельности самих учащихся провожу уроки-лекции. На усвоение таких тем, как формулы сокращенного умножения, способы разложения многочленов на множители, текстовые задачи и способы их решения, свойства степеней и радикалов, свойства показательной и логарифмической функций, решение тригонометрических уравнений и неравенств требуется большое количество разнообразных задач. Поэтому при изучении таких тем провожу уроки-лекции (форма работы - фронтальная). Чтобы включить ребят в активную учебно-познавательную деятельность, я предлагаю им различные задания, например:

1) подготовить ответы на контрольные вопросы, которые заранее написаны на доске;

2) самостоятельно сформулировать выводы из теории;

3) во время лекции обсуждаем проблемные вопросы. После лекции обязательно указываю дополнительную литературу по данному вопросу.

В некоторых случаях уроки изучения нового материала провожу в виде практической работы с использованием проблемного метода обучения. Такой метод позволяет провести наблюдения, самостоятельно сделать выводы, выдвинуть гипотезы. Так, при изучении темы "Площадь трапеции" я организовала самостоятельную работу учащихся по выводу формулы площади трапеции. В основу изучения темы была положена идея равновеликости, равносоставленности и равнодополняемости фигур. Была продумана система предварительных указаний для учащихся, облегчающих выполнение каждого задания, даны указания для самоконтроля, продумана система упражнений.

Традиционный объяснительно-иллюстрированный метод изложения нового материала отсутствовал и самостоятельная работа поставила учащихся в условия "первооткрывателя" теоремы.

После изучения теории по данной теме я провожу уроки по решению задач, уроки-практикумы (форма работы - групповая). Перед циклом таких уроков я провожу анализ заданного материала по данной теме; выявляю новые для учащихся типы задач; отбираю ключевые задачи на применение изученной теории; выделяю задачи, допускающие несколько способов решения; планирую циклы взаимосвязанных задач. Ведь обучение математике – это прежде всего обучение решению задач. После разбора в классе ключевых задач, ребята тренируются в решении и составлении задач на основе ключевых. На этих уроках проявляется повышенный интерес к выполнению домашних заданий, тщательно разбираем каждый случай затруднений и причины, вызвавшие их. Когда базовые задачи усвоены, мы проводим, если это возможно, "урок одной задачи", когда приводим различные решения одной задачи и урок разбора нестандартных задач по данной теме.

Мы знаем, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. И здесь очень помогает принцип выделения условия подготовки как основы дифференциации обучения. На своих уроках уровневую дифференциацию я осуществляю за счет того, что предлагаю различным группам учащихся одинаковый объем материала, но устанавливаю различные уровни требований к усвоению. И, разумеется, не предъявляю более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. А каждый ученик имеет право решать, на каком уровне ему усваивать материал.

Задания практически на каждом уроке даются в двух уровнях, и учащиеся, справившиеся с заданием полностью, имеет возможность на каждом уроке получить отличную оценку. Иногда, на уроках-практикумах, я формирую с учетом их подготовленности группы учащихся, каждая из которых получает свой комплекс задач. И, наконец, контрольной работе или зачету предшествует, если это необходимо, урок-консультация (форма работы – индивидуальная). На этих уроках учащиеся получают ответы на невыясненные вопросы, разбирают задачи, вызвавшие затруднения. Здесь важно приучить учащихся отыскивать вопросы и задачи, поощрять учеников за интересные вопросы.

Контроль за усвоением изученного начинаю, обычно, с проверки домашнего задания. 1) Первое домашнее задание после объяснения нового материала учащиеся обычно проверяют сами по образцу. Образец решения домашней работы написан на доске заранее. Учащиеся находят ошибки в своей работе подчеркивают их; образец закрывают, а учащиеся выполняют работу над ошибками. Этот способ проверки развивает внимание, способствует формированию познавательных мотивов учения. 2) Проверка домашнего задания консультантами, тетради которых проверены заранее. 3) Письменная проверочная работа, в которую включаются те задачи из домашнего задания, в которых были замечены ошибки. Провожу диктант с использованием тех вопросов, которые были предложены учащимся на дом.

В ходе изучения какой-либо темы, с целью выявления пробелов в знаниях учеников я осуществляю "промежуточный" контроль. Чаще всего я это делаю в форме комбинированного опроса. В индивидуальном опросе у доски и по карточкам различной степени трудности участвуют до 15 учащихся, с остальными проводится фронтальная работа. Затем решение задач проверяется, анализируются ошибки, повторяется необходимая теория. В конце такого урока обычно становится ясно, как отрабатывать на следующем уроке практические умения и навыки.

В конце изучения данной темы проводится контрольная работа. Анализ контрольной работы мы иногда проводим так. На доске записываем полностью контрольную работу. Задача ученика – увидеть свою ошибку и в работе над ошибками записать верное решение. Чтобы активизировать сознательную деятельность учеников, ошибки анализируются, весь класс привлекается к прослушиванию обоснованных ответов. Затем ученики самостоятельно работают над ошибками. Оценки за эту работу иногда ставятся в журнал. Домой даю упражнения, подобные тем, в которых допущены ошибки (для тех, у кого нет ошибок, дается нестандартное задание). Так ученик привыкает к самоконтролю, понимая, что успеха достигает лишь тот, кто умеет увидеть и исправить свои ошибки.

Как правило, в старших классах, после изучения темы я провожу тематический зачет (индивидуальная форма работы). С перечнем теоретических вопросов и задач, необходимых для сдачи зачета, учащиеся знакомятся заранее (вывешивается список на стенд). Кроме того, учащимся дается долговременное домашнее задание, нацеленное на подготовку к зачету, причем это задачи разного уровня. К зачету эти задачи должны быть решены (ученик сам выбирает себе уровень). Зачет состоит из двух частей: теоретический и практический. При подготовке к зачету учащиеся обобщают свои знания по данной теме, приводят их в систему, прививает им новые работы с математической литературой.

Один из принципов преподавания математики: преподавание должно возбуждать интерес к предмету. Интерес - есть самый сильный стимул к учению.В целях повышения интереса к математике я использую различные виды урочной и внеурочной деятельности. В среднем звене провожу "веселые уроки" математики, конкурсы на лучший кроссворд, на лучшую сказку (например "Приключения ноля", "Царство дробей"), в старших классах провожу конкурс рефератов (например "Математика - царица наук", "Метод доказательства от противного и его применение в жизни и т.д.), конкурсы на составление лучшей задачи по данному условию. Во время математической декады проводится традиционный брейн-ринг для 10-11 классов.

Категория: Математика
23.12.2015 21:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!