СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики в свете требований ФГОС
Игровая технология (из опыта работы)
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в 1 классе и приемом работы в последующих классах. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Игры учат не только добывать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других. Игры помогают повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают учебный процесс интересным и увлекательным.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра.
В.А. Сухомлинский писал. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ». Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут. Дети играют, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.
Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики.
Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.
Устные упражнения важны ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых УУД учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3)Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Так как уроки математики в начальных классах, как правило, имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач, относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в моем случае к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений. Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
При подборе упражнений для урока я учитываю то, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Использование блок-схем, опор, кроссвордов и других занимательных материалов.
Процесс отгадывания, на мой взгляд, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу.
Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала - кроссворды. Работать с ними можно с первого класса. Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки.
Для лучшего усвоения материала и активизации учащихся использую схемы-опоры и блок-схемы. Такой способ обучения позволяет идти по схеме, но не сковывает учащихся, даёт возможность им выбрать задания, дополнить их, выразить свои мысли, выполнить работу разными способами, то есть активизирует их познавательную деятельность, развивает интерес к предмету.
II. Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания математики представляет сложную проблему. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я предлагаю использовать следующие методы и способы активизации учебной деятельности.
Методы и способы активизации учебной деятельности:
Хочу сказать, что только комплексное применение этих способов способствовало активизации познавательной деятельности учащихся не только на уроках математики, но и во всей учебной деятельности.
Для проверки результативности технологии по активизации познавательной деятельности на уроках математики как средства повышения качества знаний и развития интереса к предмету были определены следующие показатели:
С 1В классом была проведена анкета на тему «Как вы относитесь к учебе по разным предметам». Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы-1.
№ |
Отношение |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
На уроке иногда бывает интересно. |
|
|
|
2. |
Учу, потому что надо учиться. |
|
|
|
3. |
Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового. |
|
|
|
4. |
С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель. |
|
|
|
В таблице внесены три основных предмета для того, чтобы проследить, как изменились результаты после активизации познавательной деятельности по математике.
Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому предмету в той строчке, которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.
Результаты анкетирования были занесены в сводную ведомость и обработаны. Итоги занесены в таблицу, высчитан процент от общего количества учеников (количество учеников в классе – 26).
Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах).
Таблица 2.
№ |
Уровень |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
4 ученика 15% |
5 ученика 19% |
5 учеников 19% |
2. |
Учит по необходимости |
12 учеников 46% |
10 учеников 38% |
11 учеников 42% |
3. |
Интересуется предметом |
7 учеников 27% |
8 учеников 31% |
4 ученика 15% |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность. |
3 ученика 12% |
3 ученика 12% |
6 учеников 23% |
Анализ уровня сформированности познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и необходимость активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
После проведенной работы по активизации познавательного процесса было отмечено, что дети активнее стали работать на уроке, проявляют живой интерес к математике, с удовольствием посещают эти уроки. Было проведено повторное тестирование и определена динамика развития.
№ |
Уровень |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
2 ученика 8% |
4 ученика 15% |
4 ученика 15% |
2. |
Учит по необходимости |
7 учеников 27% |
9 учеников 35% |
9 учеников 35% |
3. |
Интересуется предметом |
11 учеников 42% |
9 ученика 35% |
6 учеников 23% |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность |
6 учеников 23% |
4 ученика 15% |
7 учеников 27% |
У учащихся повысился интерес к математике, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.
Думаю, что правильно, системно организованная работа на уроках математики дала прекрасную возможность для развития личности моих учеников, их мышления, восприятия и памяти, способностей и талантов.
Проектная часть.
В процессе работы разработаны различные игры, подобраны разнообразные логические задачи, составлены презентации к урокам математики, разработаны устные упражнения, созданы блок-схемы и опорные конспекты по отдельным темам, совместно с обучающимися составлены тематические кроссворды, стенгазеты.
В дальнейшем весь собранный материал будет систематизирован, и его можно будет применять на уроках не только мне, но и другим учителям начальной школы.
Заключение.
За время работы над поставленной темой были выявлены наиболее эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, применение технологии проблемного обучения, ИКТ, игровых технологий, занимательных логических задач, кроссвордов, опорных конспектов и др.
Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по математике и всем предметам. У младших школьников моего класса значительно вырос интерес к математике.
Разработаны: дидактический материал по предмету; уроки; внеклассные мероприятия; система игр, задания для устного счета; кроссворды; занимательные задачи, презентации.
Данный материал смогут применить в своей практике мои коллеги.
Все это дает позитивное влияние не только на повышение качества знаний по математике, но и на всестороннее развитие личности на всех уроках и во внеурочной деятельности.
© 2020, Андреева Ирина Фёдоровна 898