СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к статье: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики в свете требований ФГОС (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к статье «Активизация познавательной деятельности младших школьников в свете требований ФГОС»

Приложение 1

Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность". 1-й класс

II. Устный счёт.

- Прочитайте задание, которое вы видите на доске (дети читают: уменьши на 2). - Что значить уменьшить число на 2? - Приготовились к выполнению задания, работать будем “цепочкой”, начнём с первого ряда, остальные ребята контролируют выполняющих работу.

8, 7, 9, 10, 3.

- Прочитайте следующее задание, что значит увеличить на 3? - Продолжаем работу аналогично предыдущей.

- Запишите последнее вычисление равенством.

5 + 3 = 8

- Как называются числа в этом примере, назовите их (слагаемое, слагаемое, сумма).

III. Постановка учебной задачи.

- Давайте составим выражение на вычитание, используя эти числа.

8 – 5 = 3

- А теперь попробуйте назвать числа в этом выражении (мы не можем назвать эти числа, т.к. мы их не знаем, как называть). - Как бы вы их могли назвать? (Высказывание детей) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке? (Ответы детей)

Правильно, мы будем узнавать, как будут называться числа при вычитании.

IV. Открытие нового знания.

- Вам надо быть очень наблюдательными. Итак, какое из этих чисел самое большое? (8) - Что мы сделали с числом 8? (Сделали меньше, уменьшили) - Как вы думаете, а какое название у этого числа может быть? (Высказывание детей) - Да, действительно в математике, число, которое мы уменьшаем, называется уменьшаемым. - А теперь давайте скажем, что мы делаем со вторым числом? - Так как бы вы назвали число, которое мы вычитаем? - Давайте, сравним числа 8 и 5, одинаковые ли они? - А на сколько они разные? - Так как мы назовём число, которое получаем в ответе?

Ребята, разностью называется не только результат, но и само выражение 8 – 5.

На доске запись примера с названиями компонентов.

Прочитайте наше выражение разными способами.

Тема: Задачи. 1 класс.

III. Открытие нового знания и формирование темы урока.

  • Послушайте и сравните два рассказа:
  1. На лесной полянке расцвели 3 ромашки и 2 колокольчика. Красивые цветы?

б) На лесной полянке расцвели 3 ромашки и 2 колокольчика. Сколько всего цветов расцвело?

  • Чем похожи и чем отличаются эти рассказы?

(Похожи числами, а отличаются тем, что в 1-ом рассказе вычисления делать не надо, а во 2-м – надо)

  • Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой – в книге по чтению?

(1-ый рассказ – в книге по чтению, 2-ой – в учебнике математики)

  • Кто знает, как на языке математики называется 2-ой рассказ?

(Высказывания детей)

Проблема:

  • Я задала один вопрос, а ответов несколько.
  • Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?

(Мы не знаем, как называется рассказ с числами и вопросом)

  • Поможет нам учебник. Откройте его на стр.36.
  • Кто может назвать тему урока?

(На доске – «ЗАДАЧА»)

Приложение 2.

Дидактические игры.

«Живые числа»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.

Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

«Белочка и грибы»

Цель: закрепить знания о составе числа.

Кто по елкам ловко скачет?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

«Кто быстрее нарядит ёлочку?»

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

«Строим дом»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом,

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем.

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

(А. Бродский)

После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?

«Футболисты»

Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.

«Рыбаки»

Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.

«Хоккеисты»

Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.

«Прищепки».

Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» — одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания.

Занимательные задачи.

- Сколько ушей у трёх мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)

- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Задачи в стихах.

1. Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

2. Жили-были у жилета

Три петли и два манжета.

Если вместе их считать

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь, в чём секрет?

У жилета нет манжет!

(Г.Новицкая)

3. По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, всем привет!

(Н.Разговоров)

4. Вдоль овражка

Шла фуражка,

Две косынки,

Три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

5. На базаре добрый ёжик

Накупил семье сапожек.

Сапожки по ножке - себе,

Поменьше немного - жене.

С пряжками - сыну,

С застёжками - дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семье у ёжика ножек?

И скольк о купили сапожек?

Логические задачи

1. Сколько лет Володе?

Через три года Володя будет втрое старше, чем он был три года тому назад. Сколько лет ему теперь?

2. Когда Петя получит велосипед?

Пете, которому 13 лет, обещали подарить велосипед в тот год, когда его возраст будет составлять треть возраста его отца. Отцу же сейчас 56 лет. Когда же Петя получит велосипед?

3. Яйца в тарелке

Из тарелки, в которой лежат 12 яиц, 12 мальчиков берут каждый по одному яйцу, и все же в тарелке остается одно яйцо. Каким образом?

4. Какую дорогу избрал Павлуша?

Павлуша выехал из дома с намерением доехать на велосипеде до одной деревни в 10-ти верстах расстояния. На перекрестке нескольких дорог он увидел, что столб с указанием направления деревень сорван и лежит посреди дороги. Тем не менее, он по этому столбу все-таки узнал, по какому направлению ему следует ехать. Как же он узнал это?

Ответы на задачи:

1.Сколько лет Володе?

Ответ: через три года Володя будет на 6 лет старше, чем он был три года назад. Если ему в то же время тогда будет втрое больше лет, чем было 3 года тому назад, то выходит, что 6 лет вдвое больше того возраста, в котором он был 3 года тому назад. Значит, 3 года тому назад ему было три года выходит, что теперь ему 6 лет.

2. Когда Петя получит велосипед?

Ответ: когда отец Пети в три раза старше его, разность между их возрастами всегда равняется 44 годам. Таким образом, Пете будет 22 года, когда его отцу будет в три раза больше лет; поэтому Петя получит велосипед через 10 лет.

3. Яйца в тарелке

Ответ: последний мальчик взял вместе с яйцом и тарелку, в которой оно лежало.

4. Какую дорогу избрал Павлуша?

Ответ: Павлуша знал название деревни, из которой приехал, и установив ручку столба, на которой было написано название деревни в том направлении, откуда он приехал, он узнал, на какие дороги указывают другие ручки столба.

Внеклассное мероприятие по математике в 1-м классе "Веселый счет"

Цель: прививать интерес к математике; развивать логическое мышление.

Ход мероприятия

1 тур.

Участие принимают 15-20 человек

По вопросам проводится викторина. За каждый правильный ответ дети получают 1 балл – буква «У». (Буква изготовленная из красной пластмассы. Пластмасса взята с использованных бутылок из-под кетчупа). После первого тура выходят в полуфинал 9 человек.

  1. Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзинку, картонку И маленькую собачонку. Но только раздался звонок, удрал из вагона щенок. Ребята, считайте быстрей, Сколько осталось вещей? (6)
  2. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 4 кг. Сколько будет весить цапля, если она встанет на две ноги? (4)
  3. На столе стояли 3 стакана с вишней. Коля съел один стакан вишни и поставил стакан на стол. Сколько стаканов на столе осталось? (3)
  4. Из каких геометрических фигур сложены эти Ёлочки? (Треугольник. Прямая)
  5. В какой ёлочке больше треугольников и на сколько? (5 и 3, на 2)
  6. К зайцу в час обеда прискакали 3 соседа. В огороде зайцы сели и по две морковки съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок? (8)
  7. Я, Серёжа, Коля, Ванда – Волейбольная команда. Женя с Игорем пока – Запасных два игрока. А когда подучатся, Сколько нас получится? (6)
  8. Мы за чаем не скучаем – По две чашки выпиваем Восемь чашек, восемь пар – Выпиваем самовар. Чашек пьём всего по паре Сколько чашек в самоваре? (16)
  9. 7 воробьишек спустились на грядки, Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-ворюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке?(1)
  10. В уголке шуршат бумагой 2 ежа, А в двух клетках распевают 2 чижа. Кто ребята сосчитать бы мне помог, Сколько вместе все они имели ног? (12)
  11. Во сколько раз больше наибольшее двузначное число, чем наименьшее однозначное число? (10-9=1)
  12. Скоро 10 лет Серёже, Диме нет ещё шести, – Дима всё никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Серёжа? (4)
  13. Мой приятель шёл, Пятачок нашёл. Если мы вдвоём пойдём, Сколько пятаков найдём? (не знаю)
  14. В зоопарке он стоял, Обезьянок всё считал: Две играли на песке, Три уселись на доске. А 12 спинки грели. Сосчитать вы их успели? (17)
  15. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке, В синей форменной рубашке? Это он, это он, Ленинградский почтальон. В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Всё разнёс по адресам. Сколько ж в день часов он сам всё ходил по адресам?(5)
  16. Четверо человек играли в домино 20 мин. Сколько времени играл один человек? (20)
  17. Бревно распилили в четырёх местах. Сколько частей получилось? (5)
  18. Сколько получится, если сложить наибольшее однозначное число и наименьшее двузначное число? (19)
  19. Может ли значение разности равняться уменьшаемому? (да 7-0=7)
  20. Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной? (4 и 6)
  21. Что больше – 5 единиц второго разряда или 8 единиц первого разряда?
  22. В школе есть такая птица: Если сядет на страницу, То с поникшей головой Возвращаюсь я домой. (2)
  23. У трёх сестёр по одному брату. Сколько детей в семье? (4)
  24. Есть, друзья, такая птица: Если сядет на страницу, Очень рад бываю я А со мной моя семья. (5)
  25. Угадай фигуру. Три угла, три вершины, три стороны. (треугольник)
  26. Угадай фигуру. 4 угла, 4 стороны, все углы равные. (квадрат)
  27. У Сени 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (8)
  28. В темноте увидела Ксюша 6 кошачьих глаз. Сколько ног у этих кошек? (12)
  29. Название какого месяца короче всех? (май)
  30. Трое играли в шашки. Сколько партий сыграл каждый, если сыграно 3 партии? (2)
  31. Козе 7 лет, что будет дальше? (Пойдёт восьмой)

2 тур.

Участвуют только 9 победителей. Другие дети – болельщики.

Задания на второй тур. Правильный ответ оценивается большой буквой У.

  1. Из 9 маков, 3 васильков и 2 ромашек составлен букет из 7 цветков. Есть ли в этом букете маки? (да)
  2. Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько апельсинов съел каждый? (по 1)
  3. Нина живёт ближе к школе, чем Вера, а Вера ближе, чем Зоя. Кто живёт ближе к школе – Нина или Зоя? (Нина)
  4. Мама купила 4 лента красного и синего цвета. Красных лент больше, чем синих? Сколько лент каждого цвета купила мама? (3 и 1)
  5. Один учение измерил длину доски у него получилось 8 дм 5см. Другой измерил эту доску и у него получилось 85 см. Почему получились разные ответы? (8 дм 5 см=85 см)
  6. Если на каждой палке сядет по одной галке, То для одной галки не хватит палки. Сядет по две галки то одна из палок будет без галок. Сколько палок ? Сколько галок? (4 и 3)
  7. Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы «Это вам на зиму, внуки, рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте». Сколько их? Сосчитайте. (6)
  8. Мы только с парохода, Мы только из похода, Одиннадцать недель гостили на воде? А сколько это дней? Считай-ка поверней? (77)
  9. Кто по двум линиям может разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить два новых квадрата? (по диагоналям)

Задания для дополнительных вопросов на случай, если не определились победители.

  1. Ли100к,
  2. рас100яние,
  3. те100, пи100лет,
  4. Р1а, с3ж,
  5. 7я,
  6. по2л.
  7. Указать недостающее числа. 12-10>…-6; (12-10>7-6)

3 тур.

По жребию финалисты выбирают «дорожку». На каждой «дорожке» задаётся 2 вопроса. (Дорожки вылаживаются из листов цветной бумаги.) Участник, выбравший красную «дорожку» должен ответить на оба вопросы безошибочно, жёлтую «дорожку» – может допустить один неправильный ответ, зелёную «дорожку» – может допустить два неправильных ответа.)

  1. Чему равно число, если оно больше 8 ровно на его половину? (12)
  2. Книга стоит 10 рублей и ещё полкниги. Сколько стоит книга?
  3. Назвать пять дней недели подряд, не называя чисел месяца и дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  4. В двух корзинках лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой корзинки переложили 10 яблок, во вторую 10 яблок. На сколько яблок больше стало во второй корзинке? (20)
  5. Две лисицы-мастерицы Взяли нитки, взяли спицы И связали по шесть тапок И по пять пушистых шапок. Нам ответьте поскорей, Сколько связано вещей? (22)
  6. Я провёл у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг. Моя сестра в ту же неделю была у бабушки, среду и четверг. Сколько дней мы гостили у бабушки? (4)

Если не было правильного ответа на вопрос, его задают болельщикам и за правильный ответ даётся балл – буква «У»

По окончанию игры участники финала получают почетные грамоты (соответственно 1-е, 2-е, 3-е места.) ученики, которые получили больше всех баллов – букв «У» получают поощрительные призы.

02.05.2020 14:07


© 2020 326

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!