© 2020 326
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приложение к статье «Активизация познавательной деятельности младших школьников в свете требований ФГОС»
Приложение 1
Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность". 1-й класс
II. Устный счёт.
- Прочитайте задание, которое вы видите на доске (дети читают: уменьши на 2). - Что значить уменьшить число на 2? - Приготовились к выполнению задания, работать будем “цепочкой”, начнём с первого ряда, остальные ребята контролируют выполняющих работу.
8, 7, 9, 10, 3.
- Прочитайте следующее задание, что значит увеличить на 3? - Продолжаем работу аналогично предыдущей.
- Запишите последнее вычисление равенством.
5 + 3 = 8
- Как называются числа в этом примере, назовите их (слагаемое, слагаемое, сумма).
III. Постановка учебной задачи.
- Давайте составим выражение на вычитание, используя эти числа.
8 – 5 = 3
- А теперь попробуйте назвать числа в этом выражении (мы не можем назвать эти числа, т.к. мы их не знаем, как называть). - Как бы вы их могли назвать? (Высказывание детей) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке? (Ответы детей)
Правильно, мы будем узнавать, как будут называться числа при вычитании.
IV. Открытие нового знания.
- Вам надо быть очень наблюдательными. Итак, какое из этих чисел самое большое? (8) - Что мы сделали с числом 8? (Сделали меньше, уменьшили) - Как вы думаете, а какое название у этого числа может быть? (Высказывание детей) - Да, действительно в математике, число, которое мы уменьшаем, называется уменьшаемым. - А теперь давайте скажем, что мы делаем со вторым числом? - Так как бы вы назвали число, которое мы вычитаем? - Давайте, сравним числа 8 и 5, одинаковые ли они? - А на сколько они разные? - Так как мы назовём число, которое получаем в ответе?
Ребята, разностью называется не только результат, но и само выражение 8 – 5.
На доске запись примера с названиями компонентов.
Прочитайте наше выражение разными способами.
Тема: Задачи. 1 класс.
III. Открытие нового знания и формирование темы урока.
б) На лесной полянке расцвели 3 ромашки и 2 колокольчика. Сколько всего цветов расцвело?
(Похожи числами, а отличаются тем, что в 1-ом рассказе вычисления делать не надо, а во 2-м – надо)
(1-ый рассказ – в книге по чтению, 2-ой – в учебнике математики)
(Высказывания детей)
Проблема:
(Мы не знаем, как называется рассказ с числами и вопросом)
(На доске – «ЗАДАЧА»)
Приложение 2.
Дидактические игры.
«Живые числа»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.
Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
«Белочка и грибы»
Цель: закрепить знания о составе числа.
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».
«Кто быстрее нарядит ёлочку?»
Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.
«Строим дом»
Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.
Мы построили просторный
Четырехэтажный дом,
И для всех своих игрушек
Место в доме мы найдем.
В доме окна есть и двери,
Крыша крашеная есть…
Здесь поселятся игрушки.
Хорошо им будет здесь!
(А. Бродский)
После прочтения стихотворения учитель говорит:
Сегодня будем строить дом
На радость новоселам,
Чтоб каждый становился в нем
Счастливым и веселым!
После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?
«Футболисты»
Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.
«Рыбаки»
Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.
«Хоккеисты»
Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.
«Прищепки».
Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» — одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания.
Занимательные задачи.
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
( отдать одно яблоко вместе с корзиной).
- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
Задачи в стихах.
1. Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
2. Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!
(Г.Новицкая)
3. По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
(Н.Разговоров)
4. Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
5. На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене.
С пряжками - сыну,
С застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И скольк о купили сапожек?
Логические задачи
1. Сколько лет Володе?
Через три года Володя будет втрое старше, чем он был три года тому назад. Сколько лет ему теперь?
2. Когда Петя получит велосипед?
Пете, которому 13 лет, обещали подарить велосипед в тот год, когда его возраст будет составлять треть возраста его отца. Отцу же сейчас 56 лет. Когда же Петя получит велосипед?
3. Яйца в тарелке
Из тарелки, в которой лежат 12 яиц, 12 мальчиков берут каждый по одному яйцу, и все же в тарелке остается одно яйцо. Каким образом?
4. Какую дорогу избрал Павлуша?
Павлуша выехал из дома с намерением доехать на велосипеде до одной деревни в 10-ти верстах расстояния. На перекрестке нескольких дорог он увидел, что столб с указанием направления деревень сорван и лежит посреди дороги. Тем не менее, он по этому столбу все-таки узнал, по какому направлению ему следует ехать. Как же он узнал это?
Ответы на задачи:
1.Сколько лет Володе?
Ответ: через три года Володя будет на 6 лет старше, чем он был три года назад. Если ему в то же время тогда будет втрое больше лет, чем было 3 года тому назад, то выходит, что 6 лет вдвое больше того возраста, в котором он был 3 года тому назад. Значит, 3 года тому назад ему было три года выходит, что теперь ему 6 лет.
2. Когда Петя получит велосипед?
Ответ: когда отец Пети в три раза старше его, разность между их возрастами всегда равняется 44 годам. Таким образом, Пете будет 22 года, когда его отцу будет в три раза больше лет; поэтому Петя получит велосипед через 10 лет.
3. Яйца в тарелке
Ответ: последний мальчик взял вместе с яйцом и тарелку, в которой оно лежало.
4. Какую дорогу избрал Павлуша?
Ответ: Павлуша знал название деревни, из которой приехал, и установив ручку столба, на которой было написано название деревни в том направлении, откуда он приехал, он узнал, на какие дороги указывают другие ручки столба.
Внеклассное мероприятие по математике в 1-м классе "Веселый счет"
Цель: прививать интерес к математике; развивать логическое мышление.
Ход мероприятия
1 тур.
Участие принимают 15-20 человек
По вопросам проводится викторина. За каждый правильный ответ дети получают 1 балл – буква «У». (Буква изготовленная из красной пластмассы. Пластмасса взята с использованных бутылок из-под кетчупа). После первого тура выходят в полуфинал 9 человек.
2 тур.
Участвуют только 9 победителей. Другие дети – болельщики.
Задания на второй тур. Правильный ответ оценивается большой буквой У.
Задания для дополнительных вопросов на случай, если не определились победители.
3 тур.
По жребию финалисты выбирают «дорожку». На каждой «дорожке» задаётся 2 вопроса. (Дорожки вылаживаются из листов цветной бумаги.) Участник, выбравший красную «дорожку» должен ответить на оба вопросы безошибочно, жёлтую «дорожку» – может допустить один неправильный ответ, зелёную «дорожку» – может допустить два неправильных ответа.)
Если не было правильного ответа на вопрос, его задают болельщикам и за правильный ответ даётся балл – буква «У»
По окончанию игры участники финала получают почетные грамоты (соответственно 1-е, 2-е, 3-е места.) ученики, которые получили больше всех баллов – букв «У» получают поощрительные призы.
© 2020 326