СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Практическая напрвленность на уроках географии
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь»
Древнекитайская мудрость
Проблема активности обучающихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество обученности школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их применения уже не может соответствовать требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У обучающихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. При традиционном обучении обучающиеся задействуют лишь 10-15% своего мозгового потенциала. Например, в школьной географии разработаны и применяются опорные планы изучения материков, рек, океанов и др. объектов. Недостатки этих методов очевидны – они затрудняют перенос усвоенного материала на решение задач. Например, опорный план изучения рек невозможно применить для изучения океанов.
Особенностью географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям наук, что придаёт материалу особую привлекательность, делает организацию учебного процесса сложной и многообразной. Использование инновационных форм и методов превращает урок в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой выступают в качестве новации. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
Содержание дисциплины «география» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе. Наряду с формированием системы прочных знаний у учащихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у школьников знания и умения, применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения результатов является усиление практической направленности школьной географии.
Практическая направленность школьной географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:
-чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач. Здесь необходимо усиление внимания к практической работе как форме организации учения школьников со стороны учителя, целенаправленной и систематической работы по соблюдению требований к подготовке и содержанию практических работ, на которые ориентирует стандарт по географии;
-внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала. Например, организация и проведение наблюдений, полевых практик, маршрутных съемок, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах.
Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические знания на практике).
В-третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно-географический; новые и новейшие – статистический, аэрокосмические, моделирование, прогнозирование, геоинформационные, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований).
Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:
- для ориентирования на местности и проведения съёмок;
- определения поясного времени;
- проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценки последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.
Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные – итоговые – творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложняться от одного курса к другому. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, работой с картой, диаграммой, статистической таблицей, которые важно сформировать при выполнении работ обучающего и тренировочного характера.
Неплохой результат дает использование игровых элементов, творческих заданий и оригинальные результаты работ.
Все практические работы выполняются на всех этапах урока: проверки и контроля знаний, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий. Например: «Описание ГП реки» 6 класс.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются под контролем учителя или в форме домашнего задания сильными обучающимися. Например: «Определение ГП объекта по географическим координатам»
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются самостоятельно. Например: «Составить комплексную характеристику одного из государств Южной Америки».
Так, например, в курсе «География материков и океанов. 7 класс» практическую работу по составлению описания путешествия по одной из стран Северной Америки целесообразно провести в форме ролевой игры между «туристическими агентствами», которые разрабатывают интересные маршруты путешествий, проводят их презентации.
Учитель может использовать возможности урочной и внеурочной форм организации обучения географии.
Работа по составлению карты хозяйственных связей предприятия в курсе «География России. 8-9 классы» является итогом экскурсии на местное предприятие или музей при предприятии.
Получаются интересные работы и хороший результат, когда включаешь школьников в групповые формы учебной проектной деятельности.
После проведения комплекса практических работ рекомендуется организовать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы учащиеся имели возможность видеть нетрадиционные творческие решения поставленных задач.
Выполнение практических работ вызывает положительные эмоции у школьников, поэтому все задания составляют так, чтобы они были интересны, увлекательны и не были тяжёлой обязанностью для ученика.
Уроки - практикумы можно проводить в форме «КВН», защиты проектов « Путешествие по странам», ярмарок экскурсионных путёвок, «круглого стола», компьютерных презентаций. Всё это повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Особенно успешно проходят такие уроки в конце учебного года. Не надо забывать, что дети устали и получить отдачу на уроках можно лишь не напрягая их, применяя игровые формы работы.
Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения не только от темы к теме, от раздела к разделу, но и от класса к классу.
При изучении курса «География России. 8-9 классы» важно вновь обращаться к определению географических координат, абсолютных высот и глубин, составлению описания географического положения объектов, измерению расстояний по карте России.
Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии.
© 2015, Кузьмичева Елена Михайловна 3263