© 2022, Цвинтарная Анастасия Владимировна 119
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная школа является объединяющей площадкой воспитания и обучения детей разных уровней развития и подготовки. Талантливые и одаренные дети входят в категорию детей особого наблюдения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета развитой и адаптирующейся личности.
В существующих условиях высокой наполняемости классов становится актуальным рассмотрение содержания деятельности работы с классом и определения оптимальных условий для сопровождения одаренных детей силами учителя. В связи с этим целью ставится рассмотрение наиболее эффективных форм организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных детей. А также решение таких задач как: анализ организационно-педагогических условий и механизма реализации сопровождения одаренных детей; описание практического опыта внедрения; оценка результативности организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных детей; рассмотрение возможных трудностей в процессе реализации поставленной цели.
В сложившихся условиях перестройки общественной жизни одаренность детей как будущих граждан РФ будет все больше иметь перспективное направление развития учащихся. Практика сопровождения одаренных детей в начальной школе все чаще находит не последнее место в организации классного руководства. Одаренные дети на ряду с особыми данностями имеют ряд качеств, затрудняющих полноценное проявление эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, социальной адаптации в границах школы и коллектива класса, волевого аспекта и контроля за самовыражением внутри коллектива.
В нашем Лицее для детей с одаренностью и талантами предусмотрены различные площадки реализации потенциала детей. Это и кружковая, секционная работа, где дети могут выбрать направление по своему интересу. Это участие в школьных, региональных и федеральных конкурсах и олимпиадах. Это вовлечение детей в школьные ансамбли различных направлений. Также очень актуален единый воспитательный план начальной школы, разрабатываемый по классам. Каждый одаренный и талантливый ребенок может выбрать свое направление и принять участие в мероприятиях не только Лицея, но и за его пределами.
В своей работе с одаренными детьми класса в рамках организации классного руководства, я опираюсь на концепцию коррекционно-развивающего направления [3]. Оно содержит следующие линии работы с детьми: работа с эмоциональной устойчивостью, оказание помощи в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, безопасного преодоления стрессовых ситуаций (конкурсы, олимпиады, контрольные), поддержка в социализации, формирование коммуникативных навыков.
Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:
Формами реализации вышеперечисленных направлений в моей работе классного руководства является следующее:
Оценить результативность педагогических приемов в организации работы с одаренными детьми мне помогает техника наблюдения и сравнительного анализа. С первого класса в течение второго года по итогу каждой четверти мной заполняется форма сравнительного описания детского проявления. Какие проблемные зоны были заявлены и как изменилась ситуация. С учетом возрастных факторов каждый год вносит свои изменения в план работы. Так же поддерживается обратная связь с родителями таких детей. Как проявляет себя ребенок дома, среди знакомой ему обстановки, в обществе, какое у него отношение к школе и классу в целом.
Основными трудностями для меня в достижении желаемого результата при организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных и талантливых детей является малый опыт педагогической практики в этом направлении. Оно очень актуально и интересно, но нужны годы наблюдения и опыт вовлечения таких детей в различные формы участия и взаимодействия с классом и школой. Также одной из трудностей я считаю режим ограничений в ситуации эпидемиологической обстановки в обществе. Это сдерживает возможности передвижения и проведения массовых мероприятий и акций в городе с участием одаренных и талантливых детей.
В заключении описания представленного опыта организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных и талантливых детей на примере моего класса, можно утвердительно сказать, что это важный пласт работы учителя. Одаренных детей нужно поддерживать, направлять и помогать им раскрывать свои потенции. Самое лучшее, на мой взгляд, средство в классной работе – это вовлечение одаренных и талантливых детей в разнообразную жизнь класса, помощь таким детям в адаптации и реализации себя среди других детей, поддержка их позиций и обучение саморегуляции. Для меня в этом направлении также много путей развития и освоения новых форм деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми.
© 2022, Цвинтарная Анастасия Владимировна 119