СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа является объединяющей площадкой воспитания и обучения детей разных уровней развития и подготовки. Талантливые и одаренные дети входят в категорию детей особого наблюдения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета развитой и адаптирующейся личности.

В существующих условиях высокой наполняемости классов становится актуальным рассмотрение содержания деятельности работы с классом и определения оптимальных условий для сопровождения одаренных детей силами учителя. В связи с этим целью ставится рассмотрение наиболее эффективных форм организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных детей. А также решение таких задач как: анализ организационно-педагогических условий и механизма реализации сопровождения одаренных детей; описание практического опыта внедрения; оценка результативности организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных детей; рассмотрение возможных трудностей в процессе реализации поставленной цели.

В сложившихся условиях перестройки общественной жизни одаренность детей как будущих граждан РФ будет все больше иметь перспективное направление развития учащихся. Практика сопровождения одаренных детей в начальной школе все чаще находит не последнее место в организации классного руководства. Одаренные дети на ряду с особыми данностями имеют ряд качеств, затрудняющих полноценное проявление эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, социальной адаптации в границах школы и коллектива класса, волевого аспекта и контроля за самовыражением внутри коллектива.

В нашем Лицее для детей с одаренностью и талантами предусмотрены различные площадки реализации потенциала детей. Это и кружковая, секционная работа, где дети могут выбрать направление по своему интересу. Это участие в школьных, региональных и федеральных конкурсах и олимпиадах. Это вовлечение детей в школьные ансамбли различных направлений. Также очень актуален единый воспитательный план начальной школы, разрабатываемый по классам. Каждый одаренный и талантливый ребенок может выбрать свое направление и принять участие в мероприятиях не только Лицея, но и за его пределами.

В своей работе с одаренными детьми класса в рамках организации классного руководства, я опираюсь на концепцию коррекционно-развивающего направления [3]. Оно содержит следующие линии работы с детьми: работа с эмоциональной устойчивостью, оказание помощи в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, безопасного преодоления стрессовых ситуаций (конкурсы, олимпиады, контрольные), поддержка в социализации, формирование коммуникативных навыков.

Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:

  • формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снижение уровня тревожности;
  • формирование адекватной самооценки;
  • обучение методам релаксации и визуализации.

Формами реализации вышеперечисленных направлений в моей работе классного руководства является следующее:

  1. Работа тематического центра по полугодиям. В центрах формируются малые группы детей, а занятия проходят в игровой форме. Важное значение в управлении развитием интеллектуально-творческих способностей детей имеет игра. А.И. Савенков отмечает, что продолжительность и интенсивность игр, в которых ребенок реализует свою поисковую активность, зависят не только от его умений, но в большей степени определяются возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой [4]. Один час дети гуляют. В организованных прогулках также предусмотрены игры на коллективное взаимодействие, индивидуальные формы занятости. Второй час посвящен тематическому взаимодействию внутри малой группы. Атмосфера свободного непринужденного общения помогает талантливым детям раскрыть себя, позволить другим войти в круг их границ безопасно, доверительно. В такой форме взаимодействия детям проще выразить свои намерения и озвучить позицию. Они легко вступают в контакт с другими ребятами и не чувствуют себя уязвленными.
  2. Использование в обучении техники «экспертного мнения». В ходе урока, привлекается мнение ребят одаренных и талантливых для создания диалоговой ситуации, передачи знаний от сильных слабым, вовлечение в синтез занятия. Создается группа экспертов класса для решения проблемной ситуации, поиска путей ее решения, в процессе происходит согласование мнений, взглядов, обучение компромиссному взаимодействию. Это позволяет детям с одаренностью учиться признавать другие стороны диалога, слышать и признавать чужую точку зрения.
  3. Наставничество внутри класса. Одаренные дети периодически пересаживаются к детям, нуждающимся в помощи по усвоению предмета или коррекции модели поведения. Так они оказывают влияние на своих одноклассников, ощущая и видя в действии результат своего взаимодействия. Укрепляется их самооценка, снижается мнительность и скованность.
  4. Регулярное участие ребят в разноформатных конкурсных мероприятиях. Реализация одаренности и талантов через такую форму деятельности укрепляет в ребятах стремление к самореализации и утверждению себя в своих силах.
  5. Индивидуальная работа с каждым. Каждый одаренный ребенок в чем-то силен, в чем-то более уверен. Я привлекаю таких ребят для выполнения поручений по классу, будь то дежурство или помощь. Они хорошо знают, что я всегда могу на них положиться, чувствуют себя нужными и не обделёнными. Но и спрашиваю я с них так же, как и с других детей, ничуть не возвышая или выделяя из общей массы класса. Для этого провожу индивидуальные беседы, моделирующие ситуации, вместе решаем возникающие конфликтные или стрессовые ситуации, в которых дети учатся видеть альтернативные пути выхода, поведения, возможность исправить ситуацию без тяжелых для их восприятия последствий. Они всегда рады совместному разрешению непонятных ситуаций. Учатся осознавать, что нет тупика и безысходности, всегда есть многовариантность событий.
  6. Использование на уроках литературного чтения метода постановки и театрализации. Одаренные дети зачастую очень ранимые, скованные и мнительные. Они боятся неудачи и переживают заранее за возможную в будущем ошибку. Техника постановки ролевой ситуации очень хорошо снимает стрессовость детей, помогает им перевоплотиться в другого персонажа без угрозы границам своей индивидуальности. Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания, отмечал П. Г. Антокольский [1]. Это средство работы с одаренными и талантливыми ребятами помогает социализироваться в классе.

Оценить результативность педагогических приемов в организации работы с одаренными детьми мне помогает техника наблюдения и сравнительного анализа. С первого класса в течение второго года по итогу каждой четверти мной заполняется форма сравнительного описания детского проявления. Какие проблемные зоны были заявлены и как изменилась ситуация. С учетом возрастных факторов каждый год вносит свои изменения в план работы. Так же поддерживается обратная связь с родителями таких детей. Как проявляет себя ребенок дома, среди знакомой ему обстановки, в обществе, какое у него отношение к школе и классу в целом.

Основными трудностями для меня в достижении желаемого результата при организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных и талантливых детей является малый опыт педагогической практики в этом направлении. Оно очень актуально и интересно, но нужны годы наблюдения и опыт вовлечения таких детей в различные формы участия и взаимодействия с классом и школой. Также одной из трудностей я считаю режим ограничений в ситуации эпидемиологической обстановки в обществе. Это сдерживает возможности передвижения и проведения массовых мероприятий и акций в городе с участием одаренных и талантливых детей.

В заключении описания представленного опыта организации классного руководства в педагогическом сопровождении одаренных и талантливых детей на примере моего класса, можно утвердительно сказать, что это важный пласт работы учителя. Одаренных детей нужно поддерживать, направлять и помогать им раскрывать свои потенции. Самое лучшее, на мой взгляд, средство в классной работе – это вовлечение одаренных и талантливых детей в разнообразную жизнь класса, помощь таким детям в адаптации и реализации себя среди других детей, поддержка их позиций и обучение саморегуляции. Для меня в этом направлении также много путей развития и освоения новых форм деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми.

05.11.2022 10:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!