СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для учителей: «Обучение беглому и осознанному чтению »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часы, проведенные над книгой – лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой, умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, уверенней действовать в нем, принимать правильные решения. Великие люди были великими читателями. К.Маркс на вопрос анкеты «Исповедь»:- Ваше любимое занятие, ответил: «Рыться в книгах». Объем приобретенных нами знаний через книгу не сравним ни с чем, ни с телевидением, ни с радио, ни с другими массовыми источниками информации. Наоборот, с развитием телевидения повысил интерес к печатному слову. После телевизионных экранизаций художественных произведений в библиотеках эти произведения нарасхват. Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупицу золота в массе песка. Предварительный просмотр книги по существу первоначальное знакомство с ее содержанием. Он важен хотя бы потому, что иногда чтение этим и ограничивается. При ознакомлении с книгой, перелистывая ее ваше внимание, привлекут отдельные места, которые впоследствии вы изучите подробно. Как научиться читать быстро? Как сохранить глубину понимания читаемого текста при высокой скорости чтения? Эти и другие вопросы волнуют родителей и школьников. Вот письмо одного школьника: «Сначала подумал, сто быстрое чтение от рождения. Но потом прочитал в журнале, что быстрому чтению можно научиться, что многие люди в минуту могут прочесть 400-500 слов. Я решил проверить себя. Оказалось, что за минуту я прочитываю 100 слов. И мне захотелось, научиться быстро читать. В статье говорилось, что надо при чтении не шевелить губами, повторять, что прочитывают глаза. Чтобы отучиться повторять, можно взять в зубы карандаш, с ним не зашепчешь. Потом я стал читать не по одному слову, а по целой группе. Это оказалось не так уж и трудно. Мне в этом помогло чтение газет. Там текст печатается столбиком, поэтому одним взглядом охватываешь всю строку столбца. Это и есть основной метод скорочтения. Я начал лучше усваивать учебный материал. Сегодня я читаю со скоростью 350-300 слов в минуту. Это в три раза быстрее прежнего». Специалисты утверждают: средняя скорость человека с высшим образованием 230-250 слов, студента 180-220 слов, старшеклассника 160-180 слов, третьеклассника 80-90 слов в минуту. Совершенно очевидно, что сегодня уровень чтения не может удовлетворять ни специалиста, ни студента, ни старшеклассника. Нужно учиться читать быстрее и лучше. Читать рациональнее Что такое рациональное чтение? Какие черты ему присущи? Одно время некоторые специалисты призывали читателя наращивать технику чтения. Потом спохватились. Разобрались и поняли, что читать быстрее – не значит читать лучше. Надо еще основательно понимать прочитанное, запомнить его и в случае необходимости воспроизвести. Стало ясно: читать быстрее – это не рациональное чтение. Оно сопряжено с высокой степенью понимания прочитанного, прочностью понимания текста. Вот почему клич «Читать быстрее» сменился призывом «Соизмерить скорость чтения с типом текста». Деловую книгу, подчеркивают специалисты, следует читать бегло, как можно быстрее, а художественное произведение требует разного темпа. Все зависит от целей и задач чтения. Что необходимо знать по этому вопросу? Каким секретом овладеть, чтобы с наименьшими затратами времени узнать больше, понять лучше, запомнить прочнее. Франц Лезер. Рациональное чтение. М.1980. О.А. Кузнецов. Техника быстрого чтения. М.1977. Г.Г. Гецов. Рациональные приемы работы с книгой. М.1975. В этих книгах дана характеристика процесса чтения, обосновывается необходимость рационализации умственного труда. И что особенно важно – излагается методика обучения рациональному чтению. Ф. Лезер в своей книге дает 20 уроков рационального чтения. Он считает, что если заниматься по его методике регулярно, то некоторое время можно значительно увеличить скорость чтения, причем прочитанный материал будет усваиваться прочнее и основательнее за счет овладения навыками рационального чтения. Немного об эксперименте. Авторы эксперимента исходили из того, что далеко не у всех школьников умение выразительно читать вслух само по себе переходит в навыки быстрого чтения молча. По их подсчетам это удается лишь четвертой части учащихся. Отсюда вывод: всех школьников удается подготовить к усвоению огромного объема информации в средних и старших классах в том случае, если, начиная с младших классов специально учить читать текст «про себя». Конечная цель эксперимента сводилась к тому, чтобы дать учителю удобные простые методические средства, с помощью которых он сможет на самих уроках чтения, т.е. не нарушая учебного процесса подтянуть и отстающих и успевающих. Вот несколько приемов. Звучит команда «Губы»! На первых порах после этой команды дети прикладывали палец к губам, чтобы им легче было следить за тем, чтобы не шептать, и тем самым не замедлять темпа чтения за счет артикуляции. Включается метроном. Ритм его звучания то замедляется, то ускоряется, воздействия на скорость на скорость чтения учеников. – Стоп!- Все пересказывают прочитанное, причем одновременно. Несколько упражнений на осмысление текста: а/Развитие смысловой догадки. В статье объемом не более 120 слов, зачеркните слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим. б/Читать страницу книги, закрыв последние 5 букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные 5 букв всех строчек и наконец, первые и последние 5 букв текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу. в/В газетной статье прочитать текст и подчеркнуть главные слова. Если ребенок подчеркнул почти весь текст: не умеет выделять главную мысль. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление работает активно в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи, выявление домысла прочитанного текста. Чтение – пожалуй, единственный предмет в школе, с изучением которого школа без помощи родителей не справится. И если рассматривать обучение чтению как первый шаг к программе «Научить учиться», то понятна та ответственность, которую несут все окружающие школьника взрослые. Нередко приходится слышать жалобы родителей на то, что, несмотря на обилие в доме очень интересных книг, дети не читают. Как же быть? С самого начала обучения грамоте вести упорную и кропотливую работу по скорейшему наращиванию техники чтения, а потом по привитию вкуса к чтению, воспитанию читательской активности. Это работа, на которую нельзя жалеть ни сил, ни времени. Интерес к самостоятельному чтению быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободные минуты взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает тому, кто сейчас для него не только самый близкий, но и самый правильный человек. Только с достижением беглости чтения приходит юному читателю та неприкованность к тексту, которая оставляет время на обдумывание, осмысление прочитанного и сопереживание к тому, что чувствуют герои книги. Добровольность – главный принцип чтения. Должно быть желание, стремление, интерес к книге. Только тогда и будет чтение. Безусловно, каждый ребенок в своем темпе преодолевает трудности, связанные с недостаточной техникой чтения, и в свое время приходит к свободному чтению незнакомого текста. В рассказе Чехова «Чтение» рассказывается, как помимо воли и интереса Мердяева заставляли читать и довели его до того, что у него «ум за разум зашел». Мердяев выздоровел, но при виде книги он дрожал и отворачивался. Главный способ приобщения ребенка к чтению – создать вокруг домашнего чтения атмосферу радости. Читать ребенку вслух нужно обязательно. Ваше чтение является для него образцом, примером для подражания. И вот каждый вечер, прервав домашние заботы, взрослые садятся рядом с ребенком для того, чтобы вместе с ним посмеяться над выдумкой барона Мюнхаузена, или с девочкой Элли и ее верными друзьями еще немного приблизиться к городу, в котором живет великий Гудвие. С чего начать? Прежде, чем читать дальше, нужно вспомнить, на чем вчера остановились, обменяться впечатлениями, а то и предположить, разглядывая картинки, или без опоры на них что же случится с героями дальше. Можно применить и такой метод работы. Взрослый и ребенок читают вслух одну и ту же книгу по очереди. Начинать лучше с чтения взрослого. Сначала ребенок слушает, потом читает сам. Чередование двух видов деятельности дает возможность избежать утомления при чтении более сложных текстов, помочь ребенку сохранить хорошее настроение на протяжении всего часа вечернего чтения. Затем можно будет договориться вот о чем. Днем, когда вас не будет дома, или вы заняты делом, ребенок должен самостоятельно прочитать из этой же книги 2-3 страницы. Тогда час вечернего чтения придется начинать с того, что он вам расскажет содержание прочитанного отрывка. Такое требование будет выглядеть совершенно естественно: как понять то, что будет прочитано сегодня, если не знаешь, о чем была речь на 2-3 страницах. Попробуйте вот такой прием техники чтения. Подберите подходящую детскую книгу. Отсчитайте в ней около 200 слов и предложите ребенку прочитать их. Запомните и запишите, сколько времени ушло на это чтение. Задайте несколько вопросов по прочитанному. Запишите, на сколько вопросов после самостоятельного чтения дал правильные ответы. Через 10-15 дней повторите такой же замер. Ребенок почувствует сдвиги, которых он добился за такой сравнительно короткий срок. В дальнейшем замеры скорости чтения достаточно делать 1-2 раза в месяц. Заинтересованнее всего в такой работе ведут себя дети, которым доверяют организацию контроля: обвести в календаре те числа, по которым вы договорились с ним проводить проверку скорости чтения, приготовить книгу для чтения, часы, табличку или тетрадь, куда заносят показатели. Нередко у родителей возникает вопрос: Сколько времени может ребенок ежедневно читать? Здесь слишком много зависит от навыков чтения, характера ребенка, его утомляемости. Наилучшие результаты приносит индивидуальное дозирование чтения. Как это сделать? Настроив ребенка на деловое чтение, предложить ему проверить себя: сколько времени он может читать не отвлекаясь. Результаты бывают разные: от 3 до 5 минут. Определяющее условие – техника чтения. Чем лучше читает – тем дольше может читать без перерыва. Если такие замеры вы проведете не один раз, можно будет легко установить средний показатель. С него и начнете. Это время служит отправной точкой. Каждые три дня будете соответственно увеличивать время самостоятельного чтения ребенка на две минуты. Безусловно, не нужно стремиться, как можно сложнее нагрузить ребенка. Если вы добьетесь часового самостоятельного чтения – этого вполне достаточно для ребенка, который перешел в 4 класс. Как стать внимательным при чтении? Создайте благоприятные условия для чтения. Уберите лишние предметы. Но помните о помехах – стимулах. Абсолютная тишина вызывает сонливость. Отвлечение внимания, его утомление, необходимость переключения наступает через 15-20 минут. Значит, нужен какой-то заряд. Вы не можете оставить чтение, а усвоение его из-за ослабленного внимания значительно ухудшается. Что делать? Отвлекитесь. Взгляните на облако, дерево, соседний дом, прикройте глаза рукой, посидите несколько секунд. Сделайте поворот вправо, влево, назад, вперед. Другой путь. Прочитали. Остановитесь, попытайтесь осмыслить, сделать выписки. Одноритмичность усыпляет. Будьте разноритмичны. Больше эмоций. Не будьте равнодушны к тому, что читаете. Если интереса нет, читатель подгоняет себя усилием воли. Иногда теряет нить, возвращается к прочитанному, заставляет себя следить за содержанием прочитанного, читать внимательнее, но все равно отвлекается. В конце концов, эта героическая борьба с самим собой кончается поражением, книга отложена, у читателя надолго пропадает интерес к книге. А как воспитать интерес, мы сегодня уже говорили. Десять правил быстрого чтения: 1. Усвойте название произведения, автора, основную идею, тему произведения. 2. Читать без агрессии, т.е. возвратных движений глаз для повторного чтения. Читать повторно текст по окончании чтения и осмысления прочитанного. 3. Читать без артикуляции. Артикуляция – главный враг быстрого чтения. Читая с одновременным выстукиванием ритма можно научиться подавлять артикуляцию. 4. Понимать прочитанное в процессе чтения – главный путь к запоминанию. 5. При чтении быть внимательным. 6. Знать и помнить цель чтения. 7. Читать с переменной скоростью. Это так же важно, как умение читать быстро. 8. На газетном материале отрабатывать умение выделять основную мысль. 9. Помните: основной принцип – добровольность! 10. Постоянно тренируйтесь. Ежедневная норма чтения: 2 газеты, 1 журнал и 50-100 страниц любого чтения. Поговорим об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в оптимальном ее темпе. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки – со скоростью 180 и более слов в минуту, то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается оно и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту понимание текста ухудшается настолько, что иногда необходимо возвращение к началу текста, прочитывание его дважды, трижды. Диапазон же оптимального чтения / то есть, когда скорость находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту/ - это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Обнаружилось, что резкое падение успеваемости наблюдается в 4 классе. Это всем хорошо знакомый эффект. В 3 классе 60-70% хорошистов, в 4 классе число хорошистов резко падает до 30-40%. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения. Несовершеннолетние правонарушители, как правило, имели слабую начальную подготовку. Они в полтора раза медленнее читали, чем их сверстники из массовых школ, в 1,7 раза медленнее считали, по уровню инициативности они отличались более чем в 2,5 раза. В Соединенных Штатах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Самое слабое звено – это начальные классы. Далее ученики не могут учиться на «4» и «5». Они переходят в 4 класс, где увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал. Что делать в начальных классах? С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Первая точка зрения принадлежит бывшему Министерству просвещения: 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкаревой, доценту Московского государственного пединститута им. В.И. Ленина: 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому: беглое чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Кто-то из великих ошибается. Посмотрим, как учатся в средних классах ученики, по-разному закончившие начальные классы. Оказалось, что те, кто стали отличниками, имели в конце третьего класса скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6-8 классах стали хорошистами, имели в конце третьего класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендацию В.А. Сухомлинского. Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы все его питомцы были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Н.А. Лошкаревой – выйти на уровень 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить норматив Министерства просвещения. Всех устраивают только такое положение, когда большая часть учеников занимается на «4». И для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли Это? Исследования психологов показали, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.
Категория: Литература
18.10.2016 14:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!