© 2017, Козицена Ленура Ринатовна 1413
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В каждом государстве мира множество документов, в которых заложены права и обязанности людей, приняты различные законодательные акты, позволяющие делать жизнь удобной, регулирующие взаимоотношения граждан внутри страны и вне её. Когда речь идёт о гражданах, всегда имеется в виду взрослый человек. А как же тот, которому ещё нет восемнадцати?
В 1990 году вступила в силу Конвенция о правах ребёнка и стала частью международного права двадцати государств. Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Я считаю, важность, необходимость и даже необычность Конвенции в том, что она впервые в истории провозгласила признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Такого отношения к несовершеннолетнему, а потому умственно и физически еще незрелому человеку, не было нигде и никогда. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
В этом важном международном договоре сформулированы общие, стандартные положения, позволяющие государствам-участникам и обязывающие их строить законодательство, ориентированное на защиту детей в любой жизненной ситуации – живущих в семье или оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в условиях стихийного бедствия или военных действий, совершивших преступление или употребляющих наркотики и т.д.
В Конвенции права детей рассматриваются под углом зрения выполнения трех основных задач: выживания, развития и защиты. Выживание. Прежде всего, рассматривается вопрос о неотъемлемом праве на жизнь. Все государства должны обеспечить в максимально возможной степени выживаемость и развитие ребенка. Конвенция признает право каждого на доступ к пунктам медицинского обслуживания, право на уровень жизни, отвечающий стандарту (включая пищу, чистую воду и жилище). Ребенок, кроме того, имеет право на собственное имя и национальность. Развитие. Чтобы обеспечить каждому шанс на развитие своих потенциальных возможностей, Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право на информацию, свободу мысли, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам. Защита. Многие из записанных в Конвенции положений предусматривают меры по защите детей в самых разнообразных ситуациях. Речь здесь идет и об умственно отсталых или вообще физически неполноценных детях, о детях беженцев или сиротах, о детях, по тем или иным причинам расставшихся со своими родителями. Указывается также на то, что в некоторых случаях детей надо защищать от их собственных родителей, если, например, родители не в состоянии заботиться о детях. В Конвенции также рассмотрены вопросы об экономической, сексуальной и прочих формах эксплуатации детей, а также способы предотвращения участия детей в торговле наркотиками или в употреблении их. Помимо этого, в Конвенции содержатся положения, касающиеся прав детей в периоды вооруженных конфликтов и в тех случаях, когда они совершают противозаконные действия.
Требования Конвенции весьма современны и вместе с тем представляют собой важное обязательство на будущее. Ведь забота о детях - это, прежде всего обязательства взрослых. Уважение прав человека начинается с отношения общества к своей смене.
Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.
Конвенция возлагает на принявшие ее государства, прежде всего правовую ответственность за их действия в отношении детей. Каждое государство – участник Конвенции о правах ребенка обязано раз в пять лет предоставлять в Комитет ООН по правам ребенка доклад о выполнении Конвенции. Свой первый и второй доклады Российская Федерация представила в 1992 и 1998 гг. Третий доклад был представлен в 2003 г. Он был рассмотрен на 40-й сессии Комитета ООН в Женеве 28 сентября 2005 г.
Как же выполняются требования Конвенции у нас, в России? Я думаю, в нашей стране ведётся работа по этому направлению. В России есть специальная должность: уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка, занимает эту должность Павел Астахов. Он следит за реализацией Конвенции ООН о правах ребенка в России. В шести федеральных округах созданы Координационные советы Уполномоченных по правам ребенка, что позволяет проводить более системную и согласованную работу по защите детей на основе информационно-аналитического, методического и консультационного взаимодействия.
Главное социальное предназначение института Уполномоченных – улучшение положения и восстановление нарушенных прав детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод каждого ребенка. Эта важнейшая социальная функция выполняется, в частности, путем осуществления независимого контроля за деятельностью федеральных, региональных и местных органов власти, организаций и должностных лиц.
Хочется, чтобы работа этих органов, не была просто формальной, а действительно следила бы за соблюдением в реальности прав ребёнка. К сожалению, на практике не всегда всё соответствует букве закона. Например, статья 18-ая провозглашает: «Государства – участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми». На самом же деле, многие родители не имеют возможности устроить своих детей в детские сады по причине их нехватки. Непосещение ребёнком детского сада не только создаёт неудобство родителям в смысле их работы, но и в какой-то степени сам ребёнок недополучает всего для своего развития.
Я считаю, что все взрослые мира должны понять, что ребёнок – это тоже человек, который имеет свои мнения, интересы. Я очень рада, что на основе Конвенции о правах ребёнка сейчас действует множество документов, в которых содержатся права несовершеннолетних, права и обязанности родителей перед своими детьми. Я хочу, чтобы все дети знали свои права и обязанности, и не боялись отстаивать свои права. А для того, чтобы изменить психологическое восприятие ребёнка как полноправной личности, нужно информировать, просвещать широкие слои населения о правах ребёнка.
Я хочу, чтобы взрослые никогда не обижали детей, помогали им. И скорее всего из этих детей вырастут хорошие люди, которые улучшат положение в мире.
Я думаю: первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка удовлетворённости в том, что его любят и о нём заботятся!
© 2017, Козицена Ленура Ринатовна 1413