СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила педагогической этики во взаимосвязи с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а

кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

( Соломон)

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

(А. Дистервег)

Притча.

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Мораль притчи такова – всегда следите за своими словами и думайте, что Вы говорите своим языком, слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла.

Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:

- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,

а также другими участниками образовательного процесса;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

В современном мире родители все чаще сталкиваются с разными проблемами в воспитании своего ребенка и, к сожалению, не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. На помощь им могут прийти профессионалы (педагоги, психологи и др.), но в последнее время диалог между педагогом и родителями сводится чаще всего к взаимным претензиям, непониманию друг друга. Наверное, у каждого педагога была такая ситуация, когда было сложно добиться взаимопонимания с родителем: одни уклонялись от советов педагога, другие начинали обвинять его во всех возникших проблемах. Цель родителей и педагога одна – воспитание и обучение ребенка, и лишь объединив усилия, можно достичь положительный результат. Основным средством установления контакта с родителями для педагога является он сам, а именно: его профессиональные знания, умение их преподнести; его педагогический имидж. Успешность работы педагога в большей степени зависит от его умения общаться, находить выход из конфликтных ситуаций, поэтому ему необходимо знать основные приемы и правила этики делового общения. Говоря об общении, стоит для начала поговорить о внешнем виде педагога. Недаром знаменитая русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Родитель только встречает нас, а уже в голове сформировано какое-то мнение на основе первых впечатлений. Наш внешний вид (стиль одежды, прическа) инстинктивно подсказывает родителям, как с нами общаться, поэтому педагогу важно иметь презентабельный внешний вид: ухоженная внешность, аккуратная прическа, чистая обувь (туфельки или балетки, а не тапочки без задников), деловой стиль в одежде. Если учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему внешнему виду, то воспитатели дошкольных учреждений, как правило, считают, что нет необходимости «наряжаться», так как дети еще маленькие и неособо что понимают. Такая позиция заведомо ложная, так как аккуратный внешний вид педагога, один из факторов развития и формирования внутренней культуры ребенка. Общение педагога и родителей должно строиться, опираясь на следующие принципы (В.Н. Куницына):

  • Принцип кооперации
  • Принцип вежливости

Первый принцип говорит о том, что информация должна быть оптимальной, быть ясной (без многословности), соответствовать целям, предмету разговора, содержать правдивые высказывания. Под принципом вежливости подразумевают тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность. Какие же правила общения между педагогом и родителями существуют? Правило первое: повышение авторитета родителей. Бывает такое, что педагоги с большим педагогическим опытом рассматривают мир через призму «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», в итоге появляется некая категоричность, которая, в свою очередь, может стать источником обид, раздражения, неловкости, так как родители болезненно воспринимают негативную информацию о своем ребенке, иногда агрессивно, перерастая в конфликт. Исходя из вышесказанного, можно констатировать то, что нравоучительный тон нетерпим в работе педагога, а единственно – правильная форма взаимоотношений – это взаимное уважение, где происходит совместное обсуждение проблемы и поиск решения, который удовлетворит обе стороны. Правило второе: вера в воспитательные возможности родителей. Не все родители имеют профессиональную педагогическую подготовку, но, как правило, все с ответственностью относятся к воспитанию детей. Педагогам, как профессионалам в своем деле, необходимо «помочь» родителям, повысив уровень их педагогической культуры через различные формы взаимодействия с семьей (консультации специалистов, мастер – классы, родительские собрания, наглядной агитации и др.) Правило третье: педагогический такт. Он характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия и не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Какой бы ни была семья, какими бы воспитанными ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания в семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. Правило четвертое: опора на сильные стороны ребенка в решении проблем. Формирование личности дошкольника – это трудоемкий процесс, и он не обходиться без трудностей и противоречий. Необходимо воспринимать это, как часть развития, пробовать различные методы и приемы в решении данной проблемы. Родители при общении с педагогом не должны сомневаться в его профессионализме, поэтому индивидуальную беседу с родителем нужно продумать: наметить цель и содержание беседы, какой будет предполагаемый результат. Необходимо помнить, что это диалог, и нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителей. Во время общения не забывать о манере поведения, жестах, позе; сохранять доброжелательную атмосферу и показать желание разобраться в сложившейся ситуации. Стараться избегать оценочных суждений, начинающихся с «не» (непослушный, невоспитанный), а также не рекомендуется после положительной информации о ребенке, говорить о негативных фактах через союз «но» (ваш сын умный, но непослушный); чаще употреблять «мы», «вместе» (а не «ваш ребенок»), что будет говорить об общей цели в решении проблемы. Обязательно нужно выслушать мнение родителя, а также выразить свое мнение по поводу услышанного («Я рад тому, что у нас единые взгляды на.», «Меня удивило.», «Я огорчена.» и т.д.). Конкретные советы должны даваться педагогом только в том случае, если родитель просит у него совета. Если диалог происходит по инициативе родителя и педагог вынужден вступить в спор, то для начала необходимо внимательно выслушать собеседника, дать ему возможность высказаться, ни в коем случае не отвечать агрессией на агрессию, а попытаться понять, что кроется за агрессией, что волнует родителя. Беседа будет более конструктивной, если Вы выразите сочувствие, понимание переживаний родителей («Я вижу, Вы обеспокоены поведением…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся». Педагогу не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов и доказать несостоятельность фактов при помощи весомых аргументов. Л.Б. Невалина предлагает придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

  • Педагог при общении с родителями (законными представителями)

Всегда заботится о культуре своей речи и общения. В речи педагога нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз, а об сквернословии и упоминать не стоит.

  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

  • Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.
  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.
  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

25.11.2019 23:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!