СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая культура преподавателя физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая культура преподавателя физической культуры.

     Поворот школы к ребенку, переход к новому личностно-ориентированному виду образования невозможен без существенного повышения уровня педагогической культуры учителей.

     Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

     В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

     Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объективных критериев, сущностных характеристик педагога.

     Эти соображения побудили меня рассмотреть тему «Значение педагогической культуры учителя в условиях личностно-ориентированного образования (на примере учителя физической культуры)».

     Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая среду педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообщества.

      В аспекте деятельности педагогических учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому, качественному состоянию.

      В индивидуально-личностном аспекте она рассматривается как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя.

      Сущность педагогической культуры состоит в особом отношении к детству, как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

      Педагогическая культура – это характеристика целостной личности педагога, потому ее развитие – реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию.

       В.А. Сухомлинский не раз говорил о том, что общение с детьми должно основываться на твердом фундаменте любви к ним – на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью учителя. Но научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам.

      Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми.

       Главная цель личностно-ориентированного образования – создание условий для становления и самореализации ребенка, в том числе и как члена общества. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь – через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.

       В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание формируют социальный опыт, включающий знания, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

      Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

      В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

      Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

      Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

      Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

      В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

      Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

      Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя.

       Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций – обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

    

         Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. В самом деле, учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки – и все это с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

       Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения:

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию     ребенка; – «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности; – «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении; – «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных учеников, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений); – «самоанализ»,        сотрудничество        с          родителями; – культурная идентификация через народную подвижную игру.

       Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера педагога.

      Педагогическая деятельность достигает своего социального значения, когда в процессе обучения и воспитания происходит обучение взаимодействию с разными людьми.

      Для себя я выработал следующие правила общения:

– оправдывай каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь         и          у            кого    учишься         сам; – неукоснительно соблюдай профессиональную этику общения: в любой ситуации координируй         свои            действия; – будь хорошо подготовленным к любому диалогу, с любым человеком, по всем вопросам, входящим в круг твоей профессиональной компетентности; – лаконичность, динамизм общения зависят от твоей внутренней собранности: в делах,  поступках,     речи; – гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи; – учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при      общении; – надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не      получается     или            получается     плохо; – быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело; – быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке общения, какой бы сложной и непредвиденной она ни была; – следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.

     Такое общение не является самоцелью, оно – средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

     На основе общей диагностической карты учителя, разработанной группой исследователей (Е.В. Бондаревской, Т.Ф. Белоусовой), мною была предложена диагностическая карта педагогической культуры учителя физической культуры. Эта карта составлена с учетом перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями.

       Каждый из читателей-педагогов может попробовать проанализировать свой педагогический стиль, опираясь на диагностические карты.

       В результате самодиагностики и на основе опыта педагогической деятельности можно выделить функции, которые проявляются в большей степени.

       Таким образом, формируется индивидуальный стиль работы, индивидуальный стиль общения, то есть излюбленная система приобретенных в работе методов и приемов, которые характеризуют особенности педагогической деятельности.

      Культурой педагогического общения овладевают только трудолюбивые, ищущие, интересующиеся люди, а поэтому, если чего-то не умеете – научитесь, а чего не знаете – узнайте, а главное – неустанно совершенствуйте формы общения с людьми.

     Мною разработана карта диагностики педагогической культуры учителя. Профессионально значимыми компонентами считаю:

– организацию процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности  учащихся; – проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры. Правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся; – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня; – безопасности         детей  на       занятиях         физическими упражнениями; – осуществление управления процессом физического воспитания в школе; – изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных       знаний           в            педагогической        деятельности; – изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей; – проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся; – технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях.         Эффективное использование в педагогической работе метода личного показа учащимся  двигательных           действий; – выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

       Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Современный учитель физической культуры должен знать:

•  цели            и задачи физической          культуры; •  общую концепцию  научного содержания       предмета; • современное состояние физической культуры в городе, округе, регионе, России и за рубежом; • место и роль предмета «Физическая культура» среди других предметов школьной программы; •  межпредметные    связи; •  передовой педагогический опыт и уметь внедрить его в свою работу.

      

 В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой            личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.

      Результативность работы учителя физической культуры определяется показателями физического развития и здоровья детей, их физической подготовленности по физическим тестам, интересом учащихся к предмету, уровнем достижений учащихся в соответствии с программой, воспитанием гуманистических ценностных ориентации у учащихся, динамикой результатов за последние три года, наличием победителей районных, городских, областных соревнований, участием учителя физкультуры в конкурсе «Учитель года».

Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются: • текущее и перспективное планирование; • подготовленность материально-технической   базы; • пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;

• наличие нестандартного  оборудования; • наличие специальных медицинских групп      (ОФП, оздоровительной    коррекции); • наличие кружков физической культуры, секций по видам спорта и            др.; • систематическая подготовка физкультурного  актива; •          профориентация; • наличие специальных спортивных        классов; • организация на базе школы         педагогической практики студентов физкультурных учебных    заведений; • организация музея спортивной славы школы.

         Учителю физической культуры в своей деятельности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи. Учителю физической культуры приходится воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.

   

                   Педагогический такт — это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.

         Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффектным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффектные реакции другого человека, в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание, переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие, переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Очень важно для этого умение слушать. Нужно дать понять ребенку, что вы присоединились к его миру. Надо передать ему чувство эмпатии, которое вы ощущаете. Итак, эмпатия — это видение мира с точки зрения ученика.

              Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность — единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.

      Да, чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения, постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача учителя физической культуры — дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма. Произведения искусства, реклама, фотографии, биографии спортсменов прошлого и настоящего — самый разнообразный материал может прийти на помощь учителю и тренеру, если он правильно осознает свои воспитательные функции. Разве не воздействуют на ребят истории спортивной жизни А. Тихонова, четырехкратного Олимпийского чемпиона по биатлону, прожившего в большом спорте более двадцати    лет, А. Карелина, трехкратного Олимпийского чемпиона, Героя России, за его выдающиеся результаты в греко-римской борьбе? На спортивных занятиях важно раскрыть красоту и выразительность действий, суметь дать эстетическую окраску упражнениям, пробудить творческий импульс, фантазию, направить их на поиски наиболее гармоничного построения движений и комбинаций. Обнаруживать красоту целесообразности — сильнейший эстетический стимул совершенствования спортивного мастерства. От учителя физической культуры (тренера) требуется не только способность чувствовать эстетическую сторону физических упражнений, но и умение раскрыть ее перед учащимися. Здесь проявляется особый талант педагога и, конечно, соответствующая художественно-эстетическая культура. В этом случае на помощь учителю может прийти искусство — широкий спектр музыкальных, пластических ассоциаций поможет дать чувственно ощутимый образ желаемого действия, результата. Используемая на занятиях музыка может и должна выступать не только в чистом функциональном значении ритмической организации действий, но и в ее эстетическом, художественном содержании. Учитель физической культуры в процессе уроков и спортивных тренировок учит школьников формировать себя, дает знания о механизме владения своим телом, учит ощущать выполняемые упражнения и управлять ими. Следует обращать внимание на внутреннее сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического упражнения каждым учеником. Нужно пробудить у ребенка потребность совершенствовать, творить красоту в себе.

       В.В. Белорусова, Н.Г. Кольцова, Н.И. Пономарев, А. Френкин и др., исследуя взаимосвязь физического и эстетического воспитания, отмечают, что оно должно осуществляться различными средствами во все возрастные периоды человека. Средствами физической культуры эстетические вкусы могут воспитываться следующими упражнениями:

1. Основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии). 2. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов, формирование правильной осанки). 3. Игры (творческие, с пением,     национальные). 4. Виды искусства (музыка, элементы танца, образцы  фольклора). 5. Эстетическая обстановка            занятий. 6. Общение с природой. 7. Образцовый показ упражнений учителем.

     

Категория: Физкультура
08.01.2015 15:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!