СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АРМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
канд. пед. наук, доцент,
Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам и инновационным подходам к формам педагогической диагностики физкультурных образовательных достижений обучающихся соответствии с требованиями ФГОС. Использование учителями физической культуры оригинальных автоматизированных программных средств и технологий позволяет на основе оценки исходного и текущего уровней физической подготовленности каждого ученика эффективно решать вопросы по составлению оптимальной траектории его двигательного развития и достижения планируемых результатов. Мгновенно получаемые текстографические формы отчетов интересны ученикам и родителям, предоставляют всесторонний анализ с указанием отстающих физических качеств и персональные рекомендации по по их коррекции.
Annotation: the article is devoted to topical issues and innovative approaches to the forms of pedagogical diagnostics of sports educational achievements of students in accordance with the requirements of GEF. The use by physical education teachers of the original automated software and technologies allows, on the basis of the assessment of the initial and current levels of physical fitness of each student, to effectively resolve questions on the composition of the optimal trajectory of his motor development and achievement of the planned results. Instantly received text and graphic forms of reports are interesting for pupils and parents, provide a comprehensive analysis indicating the lagging physical qualities and personal recommendations for their correction.
Ключевые слова: АРМ, физическое воспитание, физическая подготовленность, двигательные тесты, физические качества.
Keywords: arm, physical education, physical fitness, motor tests, physical qualities.
1. Актуальность проблемы.
В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами (ФГОС2-ФГОС 3+) становится крайне актуальной разработка и реализация инновационных технологий и эффективных способов оценки достижения планируемых образовательных результатов обучающихся.
В тоже время хорошо известно, что предмет «Физическая культура» весьма специфичен и существенно отличается от остальных предметов школьной программы не только формой и содержанием учебного процесса, но и системой контроля за достигнутыми образовательными результатами. Для осуществления такого контроля учителем невозможно обойтись без использования программными комплексами в форме автоматизированного рабочего места (АРМ) преподавателя.
Другим фактором "неизвестности" явилось не понятое специалистам ФК решение учредителей новых ФГОС "отменить нормативы" и "мониторинг" по оценке физической подготовленности детей в дошкольных образовательных организациях ДОО) и школах России. Вместо них появилось понятие "планируемые результаты". Но, чтобы спланировать результаты, требуется как раз-таки опорная точка - нормативы или критерии. О чем мы поговорим в другой статье. И как раз для того, чтобы работать с понятием "планируемые результаты", требуется мощная аналитика и автоматизация работы педагога - АРМы. Чтобы педагог физической культуры и в ДО и в школе не сидел за рутинными операциями по обработке результатов проведенных тестов, а нажатием клавиши, в век цифровых технологий, получал готовый продукт - развернутую аналитику по каждому ребенку, обучающемуся. Только так решается вопрос эффективных здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании подрастающего поколения.
Однако, несмотря на широкое внедрение АРМов в рамках существующего национального проекта модернизации образования РФ, в настоящее время АРМы для предмета «Физическая культура» отсутствуют. Это существенно затрудняет реализацию основных целевых установок ФГОС, не позволяет оперативно оценивать актуальное физическое состояние обучающихся для управления системой их физической подготовки, заниматься построением индивидуальной траектории двигательного развития школьника. Особенно это становится актуальным в образовательных организациях при массовой подготовке школьников и оценке их готовности к сдаче нормативов комплекса ГТО.
2. Анализ вопроса.
Нами были изучены существующие в современном школьном физическом воспитании инновационные технологии педагогического мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся.
Анализ вопроса показал, что в настоящее время существует небольшое количество технологий автоматизированной обработки результатов и представления данных, полученных в процессе тестирования школьников на уроках физической культуры.
В табл. 1 приведены основные характеристики наиболее добротных, научно обоснованных авторских программных комплексов, обладающих компьютерным обеспечением, технической поддержкой и достаточно высокой информативностью.
Таблица 1.
Основные характеристики электронных программных комплексов по оценке состояния физической подготовленности обучающихся
п/п |
Программа и автор |
Направленность программы |
Преимущества программы |
Уязвимые места программы |
1. |
Программа «Президентские состязания» (Ю.Н. Вавилов с соавт.: г. Челябинск) |
ориентирована на создание массового детско-юношеского физкультурного движения |
- проработанность вопросов использования Интернет-технологий. |
- недостаточная разработанность образовательного компонента; - соревновательная направленность |
2. |
Программы: |
образовательная направленность в соответствии с требованиями ФГОС |
высокая разработанность образовательного компонента программы; - наличие бесплатных версий программы. |
отсутствие функциональных проб, снижающее медико-биологическую составляющую программного комплекса |
3. |
Программа «Навигатор Здоровья» – Ассоциации «Народного СпортПарка», ООО (В.А. Орлов с соавт., г. Москва). |
медико-педагогическая направленность |
- наличие Интернет-версии; - высокие диагностические возможности программы - Патент РФ № 2147208). |
- низкая разработанность образовательного компонента программы; - большое число тестов и функциональных медицинских проб |
4. |
Программа по оценке и коррекции физической подготовленности школьников (С.П. Лѐвушкин: г. Ульяновск) |
медико-педагогическая направленность |
- техническая оснащенность программы и высокие диагностические возможности программы |
- большое число тестов и функциональных проб, требующих специального персонала, оборудования и бригадного метода обследования |
В результате проведенного экспертного анализа мы пришли к выводу, что среди данных программ только программные комплексы АРМ педагога авторов А.Н. Тяпин, Н.И. Назаркина с соавт., г. Москва могут отвечать образовательным стандартам и имеют бесплатные рабочие версии и профессиональные дистрибутивы.
3. Возможности «АРМ преподавателя» физической культуры
При создании комплекта серии «АРМ преподавателя» мы исходили как из необходимости автоматизации рабочих процессов педагога отдельной организации, так и возможности мониторинга качества работы целого образовательного комплекса. Интерфейс разработанных нами АРМов преподавателя предусматривает возможность ввода пользователем и мгновенной обработки результатов тестирования по различным батареям двигательных тестов, в том числе, по тестам государственной программы ВФСК ГТО.
С помощью АРМов учителя могут в соответствии с новыми ФГОС автоматизированно решать целый комплекс следующих образовательных задач:
- оценка индивидуального уровня двигательной подготовленности обучающегося;
- анализ динамики изменения развития двигательных качеств обучающегося в ходе учебного процесса;
- определение соответствия двигательной подготовленности обучающегося требованиям возрастной ступени комплекса ГТО;
- выявление эффективности применения программ физического воспитания и текущей готовности ученика к сдаче нормативов возрастной ступени комплекса ГТО в Центре тестирования;
- осуществление в школе отбора: спортивного - для секций и Президентских состязаний, коррекционного – для групп Здоровья и ЛФК, военного – для групп допризывной молодежи из числа обучающихся общеобразовательных школ;
- проведение наглядных и интерактивных уроков и сопровождение проектной деятельности;
- текущее планрование с учетом развития отстающих физических качеств в конкретном классе с построение траектории персонального развития ученика;
- проведение презентаций во время родительских собраний;
- обмен педагогической информацией с коллегами;
- автоматическое формирование контента для оформления школьных, классных Уголков Здоровья, Уголков ГТО и пр.
Важнейшими характеристиками разработанных нами
- автоматическое конструирование, не имеющего аналогов, собственного норматива в каждом двигательном тесте за счет использования процентильной шкалы и специального алгоритма расчетов, что полностью соответствует требованиям ФГОС; при этом обеспечивается беспрецендентно максимальная точность расчетов: норматив рассчитывается не по дискретной (уровневой) шкале, а по шкале регрессии с точностью до 1% (в существующих программах погрешность составляет в среднем 18%) и с точностью до 1 дня (в существующих программах - с точностью до 1 и более года и постоянной ошибкой в 25%).
Заметим, что подобной точности не достигает ни одна программа в мире! И это не рекламный ход. Просто учителей физической культуры воспитывали на шкалах и нормативах, где точность была в 1 год: нормативы для школьников 7-ми лет, 8-ми лет и т.д. Были нормативы и такие: для 1-го класса, 2-го класса и т.д.Ученые "не замечали", что дети (нормативы) растут не от года к году, а ежемоментно: каждую секунду организм возрастает на незримую долю процента - а не скачками через каждый год. Мы это уловили и обосновали свою метрическую систему, позволив компьютеру в доли секунды рассчитать каждому ребенку, ученику свой собственный норматив.
В результате полученная информация используется для формирования индивидуальных рекомендаций, составления коррекционных программ и построения личностно ориентированных траекторий двигательного развития школьников; принятия управленческих решений и социально значимых проектов на различных уровнях: от преподавателя до администрации школы, комплекса, района, города.
4. Состав и рабочие модули
Программные комплексы АРМ преподавателя представлены следующим набором:
1) компьютерная программа;
2) руководство пользователя;
3) методические рекомендации по проведению тестирования физической подготовленности детей и обучающихся, по подготовке их к сдаче нормативов комплекса ГТО;
4) курсы повышения квалификации на базе кафедры физического воспитания МИОО: разработано 3 специализированных курса различной продолжительности;
5) программно-методическое сопровождение пользователей АРМ преподавателя на базе сайта: www.fispassport.ru.
5. Выводы:
1. Как показывают расчеты и многолетние мониторинговые исследования, использование инновационных подходов и технологий АРМ преподавателя позволяет реально улучшить качество физического воспитания детей и обучающихся в ДОО, школах, сделать позитивным профессиональный образ учителя физической культуры, внести новый стимул к осознанию, пониманию и восприятию школьниками важной роли двигательной активности в их жизни.
2. АРМы преподавателя физической культуры избавляют учителей от рутинной работы, ручных («на глаз») неточных расчетов параметров физической подготовленности обучающихся. Педагоги получают возможность с легкостью обрабатывать массивы классов, параллелей, организации,; выдавать готовые персональные профили обучающимся и их родителям, моделировать образовательные траектории их двигательного развития, своевременно вносить коррективы в учебные планы и программы.
3. Функциональная полнота и простота освоения АРМов преподавателями позволяет в кратчайшие сроки внедрить эту инновационную технологию в практику работы современного учителя.
Литература:
1. Вавилов Ю.А. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6.
2. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. – 232 с.
3. Материалы Ассоциации «Народный СпортПарк»: http://sportpark.ru/.
4. Комплекс ВФСК ГТО - как программная и нормативная основа системы физического воспитания школьников России: коллективная монография / Авторы: А.Н. Тяпин, Н.И. Назаркина, И.С. Решетников / Под ред. А.Н.Тяпина, ГАОУ ВО МИОО. - М., 2015. - 196 с.
5. Создание автоматизированных систем
6. Автоматизированное рабочее место преподавателя ВФСК ГТО: Руководство пользователя / Авторы: А.Н. Тяпин, Н.И. Назаркина, В.В. Бояркин, И.С. Решетников, ГАОУ ВО МИОО. - М., 2015. - 35 с.
© 2018, Тяпин Александр Николаевич 1546