СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Ход занятия
I. Сообщение темы и целей мероприятия. II. Вводная часть.
Ребята, сегодня мы проводим классный час «Праздник вежливых наук». Много-много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей. Мы поговорим о вежливых, волшебных словах. Поскольку в слове заключена великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку- что дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь». «Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость». - Что значит «доброе» слово? А «худое»? - Как вы думаете, каким словом «добрым» или «худым» можно подбодрить человека в трудную минуту? ( Верно, именно доброе слово может помочь рассеять плохое настроение). - Часто ли вы говорите друг другу добрые слова? - А «худые», «плохие» слова? Что в этом случае необходимо сразу же сделать? - Если в вашей речи ежедневно звучат добрые слова, значит, вы вежливы. Молодцы! Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. III. Основная часть: формирование представлений о нравственно-этических нормах общения.
Ребята, давайте узнаем историю происхождения вежливых слов. Ученик 1: СПАСИБО. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: - Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!». Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить: «СПАСИБО!». Ученик 2: ПОЖАЛУЙСТА. Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение: Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!». Ученик 3: ИЗВИНИТЕ. Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»: Если вы кого-то обидели случайно Или наступили на ногу нечаянно, Только не молчите, только не мычите, Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!». Ученик 4: ЗДРАВСТВУЙТЕ. Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Это слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми Что такое здравствуй? – Лучшее из слов, Потому что здравствуй – Значит, будь здоров! Правило запомни. Знаешь – повтори. Старшим это слово первым говори! Ученик: Ах, как нам вежливые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. 1) - А как вы думаете, легко ли быть добрым? От чего это зависит? (от настроения, от отношения одного человека к другому) Давайте послушаем стихотворение «Доброта» в исполнении…………. ДОБРОТА Сл. Н. Тулуповой Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость, И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. -Ребята, надо ли стараться быть добрым? Зачем? (чтобы другим было радостно, приятно). А можно ли говорить волшебные слова нахмурясь, недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей.) - (Верно. Именно при помощи этих слов, мы желаем близким, знакомым- хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, приятным и светлым.) - А какие волшебные слова мы говорим при прощании? 3). - Сейчас хочу проверить, кто из вас является вежливым учеником. Готовы? - Какое волшебное, вежливое слово вы говорите, когда заходите в школу и видите своего классного руководителя? - Некоторые ребята, с уважением здороваются со своим учителем по имени отчеству. А если ваш классный руководитель стоит рядом с другими учителями, будете ли вы здороваться, обращаясь по имени, отчеству только к своему учителю? Почему? (Некультурно, некрасиво, невежливо по отношению к другим взрослым) А как вы тогда окажите знак приветствия? Молодцы! - А в каком случае можно поздороваться с классным руководителем по имени, отчеству? Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила: 1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. 2. Вежливый человек не причиняет неприятностей и обид. 3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. 4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие. 5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. 6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи. 7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. 8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. 9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми. Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее. А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах.
О |
Ж |
Ы |
О |
Ы |
О |
Х |
Т |
Л |
Х |
В |
К |
Т |
Н |
В |
И |
С |
Я |
Н |
С |
Е |
Е |
В |
Л |
З |
Е |
О |
Т |
Ответ: От вежливых слов язык не отсохнет. (Читаем столбцами)
Д |
О |
Б |
Р |
О |
Е |
С |
Л |
О |
В |
О |
И |
К |
О |
Ш |
К |
Е |
П |
Р |
И |
Я |
Т |
Н |
О |
Ответ: Доброе слово и кошке приятно. (Читаем строками)
Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении: 1. Здравствуйте! 2. Будьте добры. 3. Спасибо. 4. Будьте любезны. 5. Извините. 6. Доброе утро! 7. Благодарю. 8. Спокойной ночи! 9. Пожалуйста. 10. Добрый день! 11. До свидания! 12. Добрый вечер! 13. Скажите, который час? 14. Извините за беспокойство. Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим!
Эти чудные цветы Добавят красоты, И станет в мире меньше зла И больше доброты.
Я попрошу вас написать на лепестках ваших ромашек запомнившиеся и полюбившиеся вам вежливые слова.
4). Работа над стихотворением «Невежливая вежливость». - Ребята, я бы хотела познакомить вас с одним героем из стихотворения «Невежливая вежливость», у которого никак не получается казаться столь хорошим, добрым, вежливым человеком. Вот послушайте. автор - Обещал отцу Петрусь: Петя - Я за вежливость возьмусь. Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить! автор - Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит - утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет: Петя - С добрым утром! Дед Федот!
автор - Дед ругнул его спросонок: Дед -Убирайся, постреленок! автор - Вот Петрусь догнал Иринку Да как дернет за косынку: Петя - Ты куда, Иринка, стой – Я здороваюсь с тобой! автор - Та отпрянула в сторонку. Как невежлива девчонка! автор - Нес учитель горку книг, А Петрусь с ограды - прыг! Чуть не сел ему на плечи: Петя - Извините, добрый вечер! учитель- Вы, - учитель закричал, - И невежа, и нахал! автор - Петя очень удивлен: Разве был невежлив он?! - Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?( потому что, чтобы не делал Петя, у него это получалось невежливо по отношению к окружающим) - Действительно ли Петя был невежлив? - Где и когда был невежлив Петя? 5).Работа над стихотворением С. Маршака «Ежели вы вежливы». - Я предлагаю послушать еще одно стихотворение под названием «Ежели вы вежливы» и таким образом ответить мне на вопрос «Что надо делать, чтобы всегда казаться вежливым человеком»? Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старушке. Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме, И помощь ей предложите Без просьбы- то есть сами. И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником. Пред сильным не робея. - Итак, какие правила поведения надо соблюдать по отношению к другим людям, чтобы оставаться вежливым человеком? Кто запомнил?( уступать места, помогать пожилым людям, нельзя разговаривать с другом на уроке, помогать, быть защитником) - Молодцы! Какие добрые, вежливые дети учатся в нашей школе. Настоящие рыцари! - Однако, чтобы слова оставались волшебными, надо запомнить ПРАВИЛО: Слова не должны расходиться с делом. - Давайте попробуем при помощи игр еще раз запомнить, уточнить, какие поступки для человека хорошие, вежливые, волшебные. 6). Игры. а) Игра «Хорошо - плохо». - «Хорошо» - хлопаем в ладоши (зеленая карточка), «плохо» - топаем ногами (красная карточка). 1) Здороваться при встрече. 2) Толкнуть и не извиниться. 3) Помочь поднять упавшую вещь. 4) Не встать, обращаясь к учителю. 5) Взять билет в автобусе. 6) Не уступить место в транспорте. 7) Сидеть в шапке за столом. 8) Резать - уродовать стволы деревьев. 9) Ломать ветки деревьев и кустов. 10) После отдыха в лесу оставить после себя свалку. 11) Поздравить родных с праздником. б) А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу: 1)Одна девочка жаловалась возмущенно маме: - Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька! - А ты как его зовешь? - спросила мама. - Я его вообще никак не зову, - ответила Таня. - Я ему просто кричу: «Эй, ты!» - Скажите, права ли Таня? Почему? 2) Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка? (приветствуя даму, юноша руки из карманов вынимает)
3) Олег и Егор идут и оживленно обсуждают кинофильм. Их обгоняет Света. Кто должен здороваться первым? (тот, кто обгоняет) 4) Саша и Иван сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым? (тот, кто вошел в класс) 5) В дверях сталкиваются 2 мальчика, причем одному 10 лет, другому 12 лет. Кто должен кого пропустить? (тот, кто окажется вежливее) 8). Частушки. - Ну, какой праздник без частушек? Я приглашаю учеников 6 класса. Первый ученик. Пропоем мы вам частушки Просто, без стеснения, А кого мы тут заденем, Просим извинения.
Второй ученик: Тетя Сима попросила Слазить Витю на чердак, «Извините, тетя Сима, Я вам вовсе не батрак!»
Третий ученик. Коля ссорится с друзьями, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки. Четвертый ученик. В поезд входят три юнната: - Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут! Пятый ученик. Говорит лентяйке мать: - Убери свою кровать! - Я бы, мама, убрала, Только я еще мала. Шестой ученик. Толя ловко ловит рыбу, Может лодку смастерить, Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить. Седьмой ученик: Думал я и день, и ночь Как подруге мне помочь. Чтобы пыль не поднимать, Я не буду подметать. Восьмой ученик: Мы частушки вам пропели Все, что пели,- в самом деле. Сами знаете о том- Мы неправды не поем.
Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами».Давайте поиграем в игру «Дополните рифму».
Подберите подходящее по рифме вежливое слово или выражение:
- От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены Великие силы. IV. Подведение итогов. Какое прекрасное слово – “дружба”. Произносишь его, и сразу вспоминаешь своего друга.
Чтение стихотворения.
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку.
Песня “Если с другом вышел в путь”
Если с другом вышел в путь Веселей дорога Без друзей меня чуть-чуть А с друзьями много
Припев: Что мне снег, что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной
Там где трудно одному Справлюсь вместе с вами Где чего-то не пойму Разберем с друзьями припев
На медведя я друзья Выйду без испуга Если с другом буду я А медведь без друга/ припев
Если с другом вышел в путь Веселей дорога Без друзей меня чуть-чуть А с друзьями много
Припев.
- Я уверена, что вы со мной согласитесь, если я скажу, что вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас лишь требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
© 2016, Ревенко Галина Ивановна 666