СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины плохого почерка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины плохого почерка

1. Неправильная организация процесса письма

Неудобные стол и стул, некомфортное расположение мебели (например, ребенок сидит спиной к двери), недостаточное освещение, неправильная поза, положение тетради на столе и захват ручки, некачественные или неподходящие по размеру письменные принадлежности, и так далее.

В принципе, все эти технические моменты легко исправимы. Отдельное внимание нужно уделить тому, как сидит ребенок за рабочим столом, научить его делать это правильно и проследить, чтобы данная привычка закрепилась.

2. Недостаточно развитая мелкая моторика ребенка

Очень многие современные дети из активных исследователей мира через осязание превратились в пассивных слушателей и зрителей. Игрушки для малышей – сплошь интерактивные, знай нажимай на нужную кнопку.

Чтобы узнать как устроен тот или иной предмет, им не нужно разбирать его, достаточно включить "развивающий" мультфильм, где все расскажут и покажут. Чинить сломавшиеся игрушки не нужно, им на смену купят новые, еще более интересные. Рисовать можно на компьютере или планшете, писать – нажимая клавиши, сохранять информацию – при помощи фотокамеры.

Все это приводит к тому, что на старте школьной жизни дети не владеют собственными пальчиками в той мере, которая необходима для активного освоения письма. Рука не слушается, быстро устает, прописи превращаются в поле сражения с кучей раненых и убитых букв.

Для того, чтобы таких проблем не возникало – тренируйте мелкую моторику ребенка с ранних лет. Этому способствуют любые тонкие действия с небольшими предметами, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, рисование, лепка и упражнения по подготовке руки к письму (только не используйте для этого фломастеры, они не учат ребенка правильному нажиму, предлагайте хорошие яркие карандаши) и т.д.

Кстати, вы замечали, как сложно бывает написать текст после долгого перерыва в использовании ручки? Буквы получаются корявыми и словно чужими, пальцы не слушаются, а рука деревенеет. Все это позволяет нам вспомнить собственные ощущения из детства на уроках чистописания и понять, что это действительно очень сложно – писать.

3. Несформированность произвольных процессов и волевой сферы

В таких ситуациях ребенок неусидчив, торопится, быстро утомляется, легко отвлекается. Ему сложно поставить перед собой цель и достичь ее.

Слитное написание слов требует очень большой сосредоточенности и навыка планирования действий. Ведь школьнику нужно не только писать букву и ее элементы, но и заранее планировать, какая буквы будет следующая, чтобы правильно соединить их между собой.

Для тренировки этих навыков играйте с ребенком в игры с правилами, учите планировать свою деятельность, доводить дело до конца. Все это поможет в овладении такой высокоорганизованной и, скажем честно, не очень интересной деятельностью как письмо.

4. Нарушения работы мозга, недостаточная сформированность отдельных его зон

Исправления, "скачущие" по строчкам буквы разного размера, зеркальное их изображение, ошибки, недописанные слова и прочее – все это повод обратиться за консультацией к специалистам: логопеду, нейропсихологу, неврологу. Необходимо разобраться и выработать стратегию помощи ребенку с такого рода нарушениями.

Бесполезно работать со следствием – плохим почерком, и игнорировать причину – недостаточность мозговой деятельности. В идеале, такая работа должна начинаться еще до начала школьного обучения, с 3-4-5 лет, в зависимости от трудностей, имеющихся у конкретного ребенка.

Минусы плохого почерка

В принципе, здесь все очевидно:

  • такой почерк сложно читать как другим людям, учителям, так и самому ребенку. Непонятно написанные буквы и цифры, которые нельзя трактовать однозначно, учитель (или проверяющий на экзамене) может посчитать за ошибку и снизить балл. Ученик сам может неправильно прочитать написанное собственной рукой, что повлечет за собой последующие ошибки (например, при решении задачи);
  • плохой почерк приводит к снижению успеваемости, а как следствие - самооценки и мотивации ребенка, а, значит, может накладывать отпечаток на учебный процесс в целом.

Писать или печатать?

Все чаще на родительских, да и на педагогических форумах задаются вопросом: а нужно ли вообще учить детей писать, мучить уроками чистописания? Ведь в современном мире мы все реже пользуемся ручкой, а все чаще печатаем на компьютере. В 2016 году Финляндия стала первой страной, исключившей уроки письма из школьной программы. И такие эксперименты по отказу от обучения письму в мире не единичны. Действительно ли письмо так важно?

Да, именно так.

  • Как показали многочисленные эксперименты, письмо – это высокоорганизованная деятельность, которая задействует множество областей мозга. Активизация этих зон приводит к улучшению других психических процессов: памяти, внимания, мышления и речи, пространственного восприятия. В свою очередь, эти процессы влияют на успешность усвоения материала и обучения в целом. Печать на компьютере не оказывает такого разностороннего воздействия на мозг, упрощая его работу.
  • Письмо от руки происходит медленнее чем печать, однако это тоже имеет свои преимущества в обучении. Для того, чтобы, например, успеть законспектировать лекцию, пишущий студент параллельно проводит мысленный анализ и структуризацию информации. Он не пишет все подряд, а фиксирует самые главные тезисы, в результате чего улучшается понимание изученного материала. Также при письме лучше задействована моторная память.
  • Процесс обучения письму – дело кропотливое, требующее больших усилий от ребенка. Учась писать красиво и аккуратно, школьник вырабатывает такие важные для дальнейшей учебы качества как внимательность, усидчивость и прилежность. Как говорится, "аккуратность на письме – порядок в голове".

Как улучшить почерк?

  • Правильно организуйте рабочее место школьника, контролируйте положение тела, тетради и ручки во время выполнения задания.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка.
  • В прописях пишите простым карандашом – так легче исправить то, что не получилось.
  • Занимайтесь понемногу, но ежедневно.
  • Мотивируйте ребенка, используйте "метод зеленой ручки". Не ругайте за некрасиво написанное, а ищите, за что можно похвалить выполненную работу.
  • Предложите ребенку самому найти ту букву или тот элемент, которые удались лучше всего.
  • Займитесь с ребенком каллиграфией.
  • Не требуйте от сына или дочери совершенного почерка, достаточно сделать его читаемым и аккуратным.
19.11.2018 23:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!