СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Причины возникновения проблем и затруднений у педагогов при переходе на ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования вносят существенные изменения, как в наше понимание результатов образования и реализации основной образовательной программы, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений.
Я часто задумывалась: как работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Я как и все учителя согласна с этими утверждениями теоретически, но на практике испытываю трудности.
Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высоко квалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми нововведениями в учебно-образовательной деятельности и овладеть всеми компетенциями, которые необходимы для эффективного внедрения новых стандартов.
При переходе на ФГОС НОО для меня, как учителя, возникали моменты рисков при внедрении инноваций:
Неподготовленность к ситуации перемен.
Неполное принятие инновационных программ школы.
Сложности овладения современными образовательными технологиями, особенно ИКТ, обусловленных сложившимися стереотипами в профессиональной деятельности.
Торможение организационно-методического характера при введении новых моделей образовательного процесса.
Отсутствие индикаторов и критериев диагностики эффективности инновационной деятельности.
Несвоевременная коррекция реализуемых программ вследствие возрастания объема информации.
Слабая методическая компетентность.
Освоение деятельностного метода обучения – это длительный процесс, требующий от учителя, по сути, изменения мировоззрения, переосмысления всей своей системы работы с детьми, которая складывалась иногда и десятилетиями. От трансляции системы ЗУН по своему предмету он должен перейти к трансляции культуры саморазвития. Но нельзя передать детям того, чем не владеешь сам. Значит, учитель должен сам освоить эту культуру, научиться изменять себя, занять позицию ученика и сделать самоизменение на основе рефлексивного метода своим жизненным принципом. Такие трансформации не могут быть простыми и быстрыми, и здесь важно создать для учителя возможность поэтапного самоизменения − в своем темпе, в соответствии со своими способностями и возможностями, по собственной траектории саморазвития.
Методическая готовность учителя к реализации ФГОС является частным проявлением его целостной готовности к методической деятельности, поэтому для ее характеристики используется трехкомпонентная структура. Содержание каждого компонента понятия "методическая готовность к реализации ФГОС" определено, исходя из специфики деятельности по реализации ФГОС.
Познавательный компонент:
•наличие знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;
•наличие умений, навыков и способность применять их в условиях реализации ФГОС;
•способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;
•способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их;
•владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС.
Эмоциональный компонент.
•осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;
•удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС;
признание приоритетности субъект-субъектных отношений в процессе реализации ФГОС.
Мотивационный компонент:
•интерес к методической работе, посвященной реализации ФГОС;
•постановка и осознание целей методической деятельности, посвященной реализации ФГОС;
•наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;
•наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС.
Таким образом, под методической готовностью учителя к реализации ФГОС следует понимать сложное, целостное интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями.
© 2019, Кистина Надежда Васильевна 199