СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах детства, а так же возможность овладения ими разными функциями и формами речи.
Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге «Язык, речь, речевая деятельность» писал, что «Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей».
«Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер».
Овладение речью происходит именно в процессе общения и соответственно в ходе познания ребенком с ОВЗ действительности. Взрослый организует и языковую, и материальную среду, увлекает их в совместную деятельность и сам выступает как образец, как бы живой носитель тех способностей, которыми ребенку предстоит только овладеть. Педагог это образец речевой культуры. Для педагога при этом развитие речи детей – это их основных целей всей коррекционной работы, но у самих детей данной 9 цели нет. Для них сама речь не цель, а именно средство реализации всех своих потребностей в общении, в познании, в игре. Поэтому и главной формой обучения будут не столько специализированные занятия воспитателя, дефектолога, учителя – логопеда, сколько вся естественная жизнь детской группы.
Вот те формы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи:
1. Игры. Ролевые игры. Театрализованные игры – как средство развития речи;
2. Общение: подготовленное и неподготовленное. Общение по телефону. «Живое» общение с правилами, называемое этикетное. Общение через письма. Расширение круга знакомств;
3. Учебно-игровые ситуации, которые возникли по инициативе ребенка либо взрослого, где ребенок может проявить наибольшую речевую активность;
4. Чтение стихотворений, пение;
5. Организация экскурсий;
6. Труд: речевые и трудовые действия;
7. Развитие речи с использованием средства массовой информации (периодическая детская печать, телевизор, радио);
8. Досуг. Развлечения и праздники как эффективная форма обучения речи.
С чего же начать развитие ребенка с ОВЗ? Начинать данную работу необходимо с диагностики. Диагностическая работа педагога заключается именно в выявлении трудностей и особенностей речевого развития самого ребенка.
Педагог должен действовать именно по определенному алгоритму:
- изучает динамику и уровень речевого развития всех своих воспитанников;
- квалифицирует (с помощью специалистов либо самостоятельно) вид речевых недостатков, а также устанавливает возможные их причины;
- конструирует индивидуальные и групповые программы речевой работы с детьми коррекционно-развивающей и профилактической направленности.
Для диагностики педагог должен использовать данные методы:
- беседы с родителями;
- изучение истории его общего, речевого развитий и соответственно условий семейного воспитания;
- наблюдение за ребенком в процессе разнообразных видов деятельности и при выполнении диагностических заданий.
Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование. Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность –общение. Главная задача данных игр – занятий – воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка.
Огромное внимание педагоги должны уделять развитию мотивации, восприятия, доступных форм словесно-логического мышления, а также познавательных процессов, укрепление веры воспитанников в свои силы, созданию в детском коллективе доброжелательной обстановки, формирования у детей интереса к знаниям.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, мышления, внимания, памяти, развития личности. Нужно четко определить цели, которые хотелось бы достичь в процессе обучения. Перед самим началом обучения составляют программу обучения по этапам. Процесс обучения желательно сделать трехступенчатым:
1) Вначале ребенку объясняют либо показывают, что он должен сделать.
2) Далее оказывают при необходимости ту либо иную помощь.
3) Поощряют за выполненное задание и создают ситуацию успеха.
Чтобы помочь ребенку показать себя с хорошей стороны необходимо: предлагать короткие задания, при этом стараясь сделать их более разнообразными соответственно чередовать разные виды деятельности; начинать, а также заканчивать каждую серию любых заданий ситуацией успеха: сочетать какие либо новые трудные задания с известными старыми, наиболее легкими.
Основные приемы и методы развития речи детей с ОВЗ
Задачи:
- развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы педагога и т. п.
- развивать у детей способность к анализу.
- стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
- формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
2. Метод системного анализа.
Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать.
Метод системного анализа позволяет:
- знакомить с частями предмета;
- рассмотреть предмет в динамике;
- увидеть предмет одновременно в функциональном, временном и структурном аспекте.
3. Метод фокальных объектов.
Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта.
Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.
4. Метод синектики.
Задачи:
- развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий,
- воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
5. Типовые приёмы фантазирования.
Задачи:
- формировать диалектическое мышление
- развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления
- изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать стереотипы сознания
- развивать речь и обогащать словарь.
Педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ нужно не спешить и набраться терпения. Не нужно стараться научить ребенка сразу всему, а лучше двигаться маленькими шажками, поднимаясь как бы по крохотным ступенькам.
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают сами педагоги, которые способны реализовать как бы особые образовательные потребности для детей этой категории. Это именно создание психологической нравственной атмосферы, в которой данный ребенок перестанет себя ощущать не таким как все. Это такое место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только лишь своё право на образование, так же будучи включенным в полноценную социальную жизнь товарищей, обрести право на обычное детство.
© 2022, Макашева Альбина Римовна 132