СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы рефлексии в начальной школе на разных этапах урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, к урокам в начальной школе предъявляется все больше требований. Одно из главных – сохранение физического и психического здоровья учащихся. В связи с этим, возникает необходимость дозировать учебную нагрузку, предупреждать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Благодаря этому слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством.

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. На сегодняшний день, рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на поддержание эмоциональной сферы, настроения ребёнка, но и на учебную деятельность, ее анализ и синтез. Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

При работе с учащимся учитель может использовать, один из видов учебной рефлексии, отражающий человеческую сущность:

1. физическую (успел/не успел, легко/тяжело);

2. сенсорную (самочувствие: комфортно/дискомфортно, интересно/ скучно);

3. интеллектуальную (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);

4. духовную (стал лучше/хуже; созидал или разрушал себя, других).

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

1. рефлексия эмоционального состояния;

2. рефлексия деятельности;

3. рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия эмоционального состояния (Приложение 1)

Проведение рефлексии эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце занятия.

Например:

«Погода на уроке». Ученики должны закончить предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнечную погоду;
  • облачную погоду;
  • пасмурную погоду;
  • дождливую погоду.

«Смайлики» или «Мордашки» – ученики получают в начале урока бумажные круги белые с двух сторон. Сначала, на одной из сторон, ребята рисуют те эмоции, что свойственны им в начале урока, затем, на другой стороне, ученики должны изобразить свое настроение в конце урока. Учитель выслушивает обучающихся, если настроение поменялось в одну из сторон.

«Цвет-многоцвет». Дети выбирают лепесток того цвета, который подходит к цвету настроения. Затем из своих лепестков они собирают один общий цветок.

Зеленый – настроение хорошее, готов к новым знаниям; красный – настроение паники, страх перед открытием новых знаний; синий – плохое настроение, ребенок не готов к работе, не хочет быть вовлеченным в урок.

«Остров сокровищ». В качестве сокровищ на этих островах выступает настроение. В начале урока ученики должны выбрать, на каком из предложенных островов они хотели бы оказаться после занятия, в конце урока, дети крепят человечков со своими именами на острова:

- остров Удовлетворения,

- остров Грусти,

- остров Знаний,

- остров Радости.

Уточнить у ребят, чей выбор совпал с началом урока.

«Музыкальный релакс»

Учитель включает в начале урока 3 различные мелодии:

  1. Медленная, мелодичная – настроение спокойное, готов к работе.
  2. Темп музыки увеличен, добавляются барабанные дроби – настроение веселое, полностью сосредоточен, готов творить, работать продуктивно и получать все больше и больше информации.
  3. Ритмичная (агрессивная) музыка – настроение взволнованное, ученик неусидчив, невнимателен, не готов к работе на уроке.

«Я – художник, я так вижу». Учащимся предлагается картины с изображением пейзажа. Глядя на одну картину, веет грустью и печалью, на вторую – радость, веселье. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Светофор». У каждого ребенка на парте 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Ребята выбирают тон своего настроения.

Зелёный – настроение хорошее; жёлтый – обеспокоен; красный – настроение плохое.

«Смайл в тетради». В начале урока ученики рисуют на полях тетради тот смайлик, которому соответствует их настроение: улыбка – ребенок положительно настроен на урок; прямая линия вместо улыбки – ребенок боится что-то не усвоить на уроке, у него возникает страх перед сложной темой; грусть – ребенок не настроен морально на урок, чувствует дискомфорт. В конце урока, после всей классной работы на полях ребята анализируют своё моральное состояние и отмечают его на смайле.

2. Рефлексия деятельности (Приложение 1)

Рефлексия деятельности позволяет осмыслить приёмы и методы работы с материалом. Такой вид рефлексии даёт возможность оценить активность учеников на всех этапах урока.

Например:

«Лестница успеха». Учитель выделяет несколько этапов урока и прикрепляет название на доску в виде лестницы, таким образом, ученики анализируют свою деятельность на каждом этапе урока и оценивают каждую ступень, ставя на нее своих человечков.

Не менее популярный прием - «Дерево успеха». Суть прима заключается в том, что определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала– зелёный лист – без ошибок, жёлтый лист – 1-2 ошибки, красный лист – 3 и более ошибок. Существует большое количество аналогов этому приему: «Яблоня» (на доске прикрепляют яблоню, а детям необходимо поместить на нее яблоки зеленого и красного цветов), «Букет настроения» (дети крепят свои цветы на вазу того цвета, который указывает на уровень их работы на уроке).

«Большой палец - удалец». Инструкция: если ребенку понравилась его работа на уроке в целом, он ставит большой палец вверх; если во время урока ученик испытывал трудности в отдельных заданиях, не все улавливал по теме – большой палец останавливается в среднем положении; если ученик не усвоил тему, не понял, о чем шла речь на уроке, слушал невнимательно – большой палец вниз.

У ребят, которые укажут большим пальцем вниз, следует спросить, что повлияло на их настроение на уроке, в чем возникли трудности.

«Корзина идей». Ребятам дается возможность записать свое мнение об уроке, о своей работе и о работе своих одноклассниках на цветах подсолнуха, затем прикрепляют их к заранее заготовленной корзине. Можно выборочно обсудить несколько мнений детей.

«Звездочки». За каждый этап урока, ответив правильно, дети получают символ в виде звезды. В конце урока подводятся итоги. У кого больше всего звезд, тот получает вознаграждение. Так же, этот прием можно немного модифицировать. Например, выдавать звезды в конце недели, а подводить итоги в конце месяца или четверти.

«Светофор» Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После каждого этапа урока ребята должны проанализировать свою деятельность и одноклассников на уроке, затем высказать свое мнение. Красный – есть ошибки (что не понравилось), желтый – есть сомнения (трудности) и зеленый – все получилось (что понравилось).

«Букет настроения»

В начале урока детям раздаются бумажные цветы с черно-белыми лепестками. На каждом этапе урока ребятам предлагается раскрасить один лепесток в тот цвет, который показывает усвоение материала ребенком: красный – ничего не понял, желтый – задание понял, но совершил ошибку, синий – задание понял и выполнил все без ошибок. В конце урока учитель объявляет: «Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите свой цветок к зеленой вазе, а если не понравилось, то – к красной». Таким образом, учитель может проследить деятельность учеников не только в конце всего урока, но и на каждом этапе работы.

«Поезд». На доске ранее подготовленный поезд с вагончиками, на которых обозначены различные задания урока. Ученикам предлагается прикрепить «веселое личико» к тому вагону, который указывает на наиболее интересное задание, а «грустное личико» к тому, который показывает задание, которое было неинтересным.

«Спасибо за…». Каждый ученик в конце урока благодарит одного из своих одноклассников за помощь, за сотрудничество, за работу у доски без ошибок, за активное участие на уроке и т.д. При этом, учителя не следует выбирать для благодарности. Педагог завершает этот этап, выбирая для комплиментов тех ребят, которым досталось меньше всех слов благодарности.

«Лист самоконтроля». Каждый ребенок получает в начале урока лист самоконтроля с таблицей «Вид задания» «Отметка». Столбик «Вид задания» в начальной школе заполняет учитель. Столбик «Отметка» заполняет ученик, проанализировав свою работу конкретно над эти заданием. Лист должен вестись на протяжении всего урока.

«Зарядка». Прием интересен тем, что может заменить этап физической минутки. Учитель через определенные физические упражнения просит дать оценку учеником своей деятельности после определенного этапа урока. Можно предложить следующие упражнения:

- присесть на корточки – очень низкая оценка своей деятельности;

- присесть немного сгибая колени – безразличное отношение к работе на уроке;

- стоять ровно, руки по швам - спокойное отношение к деятельности, но вовлеченность на низком уровне;

- поднять руки вверх и аплодировать – отношение к деятельности на уроке отличное, получается все очень хорошо.

«Воздушный шар». У каждого ребенка в начале урока на парте лежат два воздушных шарика: синий и красный. В конце урока каждому дается возможность выбрать шарик того цвета, который описывает учебную деятельность ребенка после занятия. Дети надувают шар (небольшого размера) и показывают учителю все вместе. На перемене шарики завязывают и ребята забирают их домой. Красный – настроение отличное, все получилось. Синий – настроение нормальное, но на уроке тему усвоил частично.

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ (работа самого ученика) 0________10

„Мы“ (работа класса в целом) 0________10

„Дело“ (на сколько баллов усвоен материал урока) 0________10

3. Рефлексия содержания учебного материала (Приложение 1)

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. В этом случае используются самые разные приёмы.

Например:

«Рефлексивный экран». Незаконченные предложения учитель помещает на слайд, чтобы все дети хорошо их видели. Ребята по очереди высказываются, выбирая начало фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Раньше я не знал о… Теперь я знаю…

«Метод пяти пальцев» тоже не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Что я сделал для своего здоровья?

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова

«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, д. медицинских наук, д. философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по теме.

«Экспертная комиссия». В конце урока эксперты анализируют деятельность своих одноклассников, указывая на успехи и ошибки, выставляют им оценки.

«Для меня сегодняшний урок…». Учащимся дается карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3. безразлично 3. помогал другим 3. не понял

«Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Кластеры». Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы.

Прием «Запрет». Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить: «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

«Синквейн» - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация).

«Тетрадь личных достижений». Каждый ученик ведет свой личный дневник достижений, где отображается его поведение на уроке и внеурочной деятельности, его достижения на уроках. Учитель пишет комментарии и замечания конкретному ученику в конце каждой недели. Дети создают аппликации из символов, которые получают за урок.

Приемы рефлексии можно включать абсолютно в любой этап урока, будь то актуализация знаний или этап закрепления. Продемонстрирую это на фрагменте урока математики в 1 классе по теме: «Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5». (Приложение 2)

4. Разработка учителем рефлексивной методики.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

- возрастные особенности учащихся и состав класса;

- особенности предмета, тему и тип урока;

- необходимость и целесообразность проведения рефлексии.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности и предприимчивости. Каждый учитель перед подготовкой к уроку должен спросить у самого себя:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он будет развиваться. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Таким образом, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

13.02.2023 20:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!