СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание математики в старших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет математика всегда являлся основным предметом в курсе общеобразовательной школы, поэтому к нему всегда предъявлялось много требований: как к знаниям учащихся, так и к преподаванию. Особенно сейчас, когда от школьного уровня подготовленности зависит дальнейшая судьба ребенка. Однако существующие базисные учебные планы не предусматривают увеличения количества часов на преподавание этого предмета, поэтому учитель вынужден прибегать к различного рода "уловкам", чтобы добиться как можно большего результата.

Блочное изложение материала дает возможность реализовать опережающее обучение и высвобождает дополнительное время для творческой и исследовательской деятельности учащихся. Эта система позволяет также увеличить время самостоятельной работы школьников, удачно соединяя общий и индивидуальный режимы.

При блочно-зачетной системе изучение материала осуществляется логически завершенными и разделенными на самостоятельные части тематическими блоками, которые изучаются попеременно: блок алгебры - блок геометрии.

Таким образом, блочно-зачетная система изучения математики дает возможность лучшему усвоению предмета за счет концентрации тем. Четкое планирование работы внутри блока позволяет уделять достаточно внимания для изучения теории и наработке практических навыков, высвобождая время для углубления, расширения темы, возможность решать прикладные задачи, рассматривать дополнительный материал, повторять пройденное, осуществлять непрерывный не только текущий и тематический, но и итоговый контроль.

При подобной системе преподавания предмета у учащихся стимулируется восприятие учебного материала усиливается интерес к предмету развивается чувство ответственности, самостоятельности, заинтересованности в конечном результате, способности к самооценке у старшеклассников появляется время для самообразования, снимается ситуация перегрузки, особенно в конце полугодия и года.

При этой форме работы преимущество есть и у учителя: возможность "погружения в предмет" позволяет учителю более полно раскрыть каждую тему, более четко проводить занятия, давать дополнительные знания по теме, работать индивидуально с каждым учеником.

При данном методе обучения, изучаемый материал разбит на отдельные блоки. Временные рамки каждого блока могут не совпадать. Блок завершается после логического завершения темы. Например, блок "Тригонометрические функции" рассчитан на 30 часов, а блок "Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия" - на 6 часов.

Блок имеет следующую структуру:

Лекция

Теоретический зачет

Практикум

Практический зачет

Урок-обобщение

Контрольная работа

Резервный урок

Количество уроков по каждому этапу может колебаться в зависимости от объема изучаемой темы.

Лекция. Первым проводится вводный урок, который включает в себя: актуализацию знаний, постановку целей изучаемой темы, мотивацию, поясняются организационные моменты.

В начале темы излагается теоретический блок: теория излагается в виде школьных уроков-лекций. Такие уроки будут готовить ученика и к учебе в вузе, где лекция занимает значительное место среди различных форм обучения студентов. Эффективность использования лекционного способа изложения учебного материала в школе доказана многими учителями.

Опыт высшей школы показывает, что усвоение взаимосвязанного материала более успешно при его изложении крупными порциями (блоками), позволяющими установить различные отношения нового понятия с известными. При этом автоматически происходит выделение основного и второстепенного в изучаемом материале. Резко возрастающий объем материала, подлежащий усвоению, компенсируется увеличением времени на решение зада по данному материалу. При таком подходе несколько удлиняется период освоения новых понятий и фактов, но освоение их - вполне сознательное, разностороннее и активное.

Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и значительно более неоднородный состав учащихся в школе по сравнению с вузом, т.к. многие учащиеся имеют склонность к гуманитарным наукам и изучение математики им даётся не так легко, следовательно, на школьном уроке-лекции необходимо давать более подробные комментарии. С учетом разной способности учеников к усвоению новой информации лекция учителя должна сопровождаться необходимым повторением узловых моментов рассуждения, для того чтобы ученики запоминали основные моменты и видели их значимость. Лекция в школе должна быть более короткой и чередоваться в отдельных случаях с другими формами учебной работы, потому что психологические исследования показывают, что ученики при длительной однообразной работе быстро утомляются и не могут удерживать внимание. Объяснение учителя должно сопровождаться контрольными вопросами к классу, но в минимально необходимом объеме, не нарушающем логику рассуждений, это делается, для того чтобы ученики четко представляли изучаемый материал и одновременно поддерживает внимание и диагностирует уровень понимания данного материала. Контроль над усвоением знаний должен быть более частым и разнообразным по форме, опираться на индивидуальные и коллективные формы работы учащихся.

10.02.2018 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП