СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация методического опыта Богдановой И.А. Семинар «Работа с текстом как с источником развития личности учащегося»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация методического опыта Богдановой И.А.

Семинар «Работа с текстом как с источником развития личности учащегося»

(слайд 1)

Здравствуйте, уважаемое жюри, участники конкурса и дорогие гости! С удовольствием представлю вам свой педагогический опыт на тему «Работа с текстом как с источником развития личности учащегося»

Наша общая задача – содействовать становлению самостоятельной, интеллектуальной, нравственной и духовно развитой личности, в полной мере обладающей образовательной компетентностью, в системе которой читательская – одна из главных.

(слайд 2)

Обращаясь к словам Василия Александровича Сухомлинского, хотелось отметить, что он считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь, то есть формируется устойчивая мотивации к учению

(слайд 3)

Актуальность опыта обусловлена необходимостью разрешения противоречия между катастрофическим падением интереса к чтению и вызовами современности, требующими от человека информационной и коммуникативной грамотности. Не зря сегодня говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Количество нечитающего населения постоянно увеличивается, а число пользователей библиотек стремительно уменьшается. Хочется, чтобы было наоборот.

Где же искать выход?

(слайд 4)

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

(слайд 5)

Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательс­кой деятельности. Поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения

(слайд 6)

Данная технология предлагает следующие приемы работы с текстом:

1) выделение ключевых слов;

2) беседа;

3) составления плана;

4) построение структурной модели текста;

5) наблюдение над системой образов;

6) комментированное чтение;

7) диалог с автором через текст.

Для нас важно обратить внимание на два последних. Комментированное чтение и диалог с автором – это наиболее короткий «путь к автору», но недостаточно освоенный в современной школе. Поскольку основная задача учителя на уроке – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации… Возможным это делает лишь вдумчивое (аналитическое, изучающее «медленное») чтение

(слайд 7).

Для демонстрации обратимся к фрагменту урока литературного чтения в третьем классе. Для каждого задания определены формируемые УУД

Очень важно как будет построена подготовительная работа. Ведь необходимо вызвать у учащихся интерес к предстоящей деятельности, определить её цель. Формировать мотивацию. В данном случае этим средством является отрывок из фрагмента балета С.С. Прокофьева «Золушка».

(слайд 8).

Рассмотрим фотографию писателя. Каким вам предоставляется автор? Таким образом происходит первое знакомство с творчеством писателя

(слайд 9).

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования». (Как называется книга, отрывки из которой нам предстоит прочитать? Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено? Предположите, о чем пойдет речь во вступлении. Проверим ваши предположения)

(слайд 10)

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное чтение текста организую в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Также необходимо отметить, что некоторые тексты читаем впервые не целиком, а по частям. Это обусловлено спецификой самого текста и приема работы с ним.

  1. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  2. Комментированое чтение.
  3. Словарная работа.
  4. Просмотр отрывка из мультфильма К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»

Рассмотрим, что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение. Текст озвучивают дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, не оставлять их без внимания. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца.

(слайд 11)

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста. На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.

(слайд 12)Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает в решении задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В начальной школе закладываем основу для комментированного чтения. И в процессе работы с текстом создаем почву для формирования мотивации.

20.03.2017 09:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП