СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы для знакомства участников тренинга

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Здравствуйте, я ваша тетя!» На первом этапе работы основная задача тренера — создать участникам комфортные условия, ощущение базовой безопасности тренинга, обеспеченное, во-первых, знакомством с людьми, которые волею судеб оказались на соседних стульях в этой аудитории («Кто они? Откуда они? Похожи ли они на меня, есть ли у меня с ними хоть что-то общее?»); во-вторых, знанием того, как будут развиваться события («Не заставят ли меня делать что-то неприятное? Зачем мне вообще это нужно? Не повредит ли это мне, моей репутации, моей самооценке?»). Отсюда две основные процедуры первого тренингового блока — знакомство и прояснение ожиданий и правил.

Как правило, на решение первой задачи тратится несколько больше времени, чем на решение второй, а способы решения первой гораздо более разнообразны. Хотя существует довольно большое количество упражнений, позволяющих хотя бы частично решить обе задачи.

Но так или иначе самопрезентация тренера и участников — обязательная часть программы, очень важная и занимающая в среднем от четверти до трети первого тренингового дня. Перечислим несколько способов организации самопрезентации участников: 1) «снежный ком» — каждый следующий участник повторяет все то, что было сказано предыдущими ораторами; этот способ имеет смысл использовать в тех случаях, когда информации предоставляется не очень много и ее запоминание не будет вызывать особых трудностей (например, имена или имя + 1—2 яркие характеристики);

2) «стежок назад иголку» — каждый из участников повторяет только то, что сказал его коллега, занимающий позицию перед ним; так целесообразно поступать, когда группа довольно большая или когда информацию не так-то просто запомнить;

3) «эстафета» — каждый из участников выдает какую-то информацию о себе (или партнере, которого он представляет), и эта информация больше никем из коллег не дублируется;

4) «карусель» — участники образуют два круга, внутренний и внешний, и в ходе самопрезентации каждый человек из внешнего круга общается с каждым человеком из внутреннего круга;

5) «спарринг» — участники делятся на пары и обмениваются самопрезентационной информацией между собой; затем на круг каждый из них рассказывает не о себе, а о своем спарринг-партнере. В некоторых руководствах по тренингу предлагается процедура, когда человек рассказывает о своем партнере как бы от первого лица: «Меня зовут. Я.» Однако это может вызывать дискомфорт у того участника, от лица которого ведется речь: не всякому хочется, чтобы чужой человек назывался его именем (самозванцы на Руси плохо заканчивали свой век, мы все хорошо это помним из курса истории.), особенно если информация при передаче искажается.

Эти виды самопрезентационной процедуры могут быть скомбинированы: например, сначала идет работа по принципу карусели, а затем она продолжается в режиме эстафеты. Самопрезентация самого тренера и его способность к самоконтролю на протяжении всего тренинга важны не менее.

Начало тренинга — очень ответственный момент, и он вызывает волнение даже у высокопро- фессиональных и многоопытных тренеров. Что можно сделать, чтобы совладать с чрезмерным напряжением и минимизировать почти неизбежную тревогу?

Первая и, казалось бы, самая очевидная — хотя зачастую и игнорируемая тренерами палочка- выручалочка — составление «шпаргалок». Под шпаргалками имеются в виду, в первую очередь, расчасовка тренинга, включающая в себя и запасные упражнения (начинающие тренеры и лекторы часто сталкиваются с ситуацией, когда вроде бы уже все сказано и сделано, а время занятия еще не истекло). Желательно иметь под рукой и распечатку с описаниями всех упражнений или, как минимум, тех из них, которые вы еще не освоили до уровня автопилотажа. Еще один чек-лист (от англ. check list — список для проверки) должен касаться всех подручных материалов, которые вы должны были принести (и принесли!) на этот тренинг. Еще раз проверив себя и обстановку и хотя бы в какой-то степени обезопасив себя от возможных проколов, вы снижаете уровень своей ситуативной тревожности.

Также начинающим тренерам рекомендуется иметь под рукой распечатки с выверенными инструкциями к упражнениям. Если ваш опыт проведения тренингов пока невелик, на формулирование инструкций нужно обращать особое внимание до начала групповой работы, а не в ее разгаре. Инструкции должны быть четкими, лаконичными и не допускать различных толкований. Инструкция, которая была неправильно понята и реализована участниками, во- первых, усложняет работу самого тренера, во-вторых, мешает оптимальному усвоению материала, в-третьих, может вызвать раздражение и сопротивление группы. Начинающий тренер вполне может позволить себе зачитывать инструкции с листа — тем самым он не только страхует себя, но и подчеркивает важность точности следования инструкции.

Еще одна группа приемов, нацеленных на снятие излишнего напряжения, связана с усилением двигательной активности организма. Напряжение стоит израсходовать заранее, потому что моральная перегрузка может быть следствием недогрузки физической. Конечно, марафонский забег или «упал — отжался» перед началом тренинга будут неуместными, но вполне возможно в быстром темпе пройти два-три лестничных пролета или, если есть какое- то укромное место, сделать пару упражнений на растяжку или скорчить себе перед зеркалом несколько страшных или смешных рож.

Для снятия чрезмерного напряжения или мобилизации ресурсов можно воспользоваться «якорями» или талисманами. Техника якорения в различных модификациях используется в нейролингвистическом программировании. В общем виде она заключается в том, что человек, находясь в приятном для себя состоянии (или вспоминая о нем, или представляя его себе), делает какое-то особое движение или принимает какую-то особую позу. Эта «пантомима» не должна быть заметна окружающим, поэтому движения имеет смысл выбрать достаточно органичные, скажем, соединение большого и указательного пальцев в кольцо или двукратное притоптывание правой ногой.

Если вам удалось овладеть этой техникой, то в дальнейшем, испытывая тревогу или какое-то иное неконструктивное в данный момент времени состояние, вы просто делаете движение-якорь — и обретаете необходимые уверенность или покой (те, которые вы ощущали в исходном ресурсном состоянии). Для приведения себя в «боевое» настроение можно воспользоваться и материальными предметами. К примеру, небольшой камешек с берега теплого моря, где вы феерически провели отпуск, который можно положить в карман и время от времени нащупывать его там (тут включается и тактильная модальность).

Или дорогая ручка, которая будет напоминать вам, что вы — суперспециалист и мегапрофессионал и без особого труда справитесь с любой нештатной ситуацией.

Или украшение, подаренное близким человеком, верящим в вас и поддерживающим вас в ваших начинаниях. Или любимая игрушка, которая по ходу тренинга будет исполнять роль мяча для переходов хода и передачи слова. Игрушка должна быть небольшой, но не слишком легкой — чтобы ее можно было перекинуть через круг; не очень маркой; приятной на ощупь (шелковистой и/или с наполнителем в виде маленьких пластиковых шариков) — это позволит тому, кто держит ее в руках, снять излишнее напряжение; с минимумом мелких деталей — чтобы не отвлекать внимание группы; «одушевленной» — собачка или свинка лучше, чем мягкий кубик или шарик.

Экипировались? Тогда переходим к играм и упражнениям для первого тренингового блока.

Категория: Всем учителям
26.01.2017 20:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!