СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы учебного успеха как средство эффективного развития потенциала воспитанников с нарушением интеллекта на уроках биологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из приоритетов сегодняшней государственной образовательной политики – повышение качества образования. Перед педагогами образовательного учреждения стоит задача поиска путей совершенствования процесса обучения.

Система моей работы основана на принципах коррекционной направленности обучения, сознательности и активности в обучении, связи обучения с жизнью и направлена на повышение эффективности коррекционно-педагогического процесса, создание условий для развития познавательной активности, повышения учебной мотивации воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи педагогической деятельности:

  • создать коррекционно-развивающую образовательную среду, способствующую активизации процесса обучения и развитию мотивационной сферы воспитанников;
  • корректировать нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы воспитанников;
  • создать эффективную внеурочную систему работы по предмету с воспитанниками школы, для развития их потенциальных возможностей;
  • повышать собственный научный уровень в области обучения воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас, и в будущем. Использование активной деятельности на уроке – это элементы положительной мотивации воспитанников, развития творческих способностей личности.

Применение активных методов обучения и воспитания стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей воспитанников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.

Приемы педагогической техники – своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. И вся гамма конкретных приемов основывается на основных принципах:

1. Принцип свободы выбора:

2. Принцип открытости.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип обратной связи.

Приемы педагогической техники можно систематизировать в зависимости от этапов урока.

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДО НАЧАЛА УРОКА ИЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА:

Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности школьников.

Психологическая комфортность на уроках достигается следующими приёмами и методами

Для этого использую прием «Интеллектуальная разминка»:

- Игра «Четвертый лишний» (предлагается ряд слов или картинок на экране – учащиеся находят лишний объект);

- Игра «Обобщи» – (Бактерии, Животные, Растения, Грибы – это царства);

- Игра «Логическая цепочка» (береза – растение; волк - …), или построить логическую цепочку из понятий (эритроциты, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм);

- Игра «Расшифруй» - на развитие концентрации зрительного внимания;

- «Разгадывание ребусов»;

- Игра «Найди отличия»;

- Игра «Сядет тот, кто….» например, закончит предложение или отгадает загадку.

4. Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности.

  • Поддержка и помощь со стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится).
  • Прием «Персональная исключительность» (только вы можете справиться с этим заданием).
  • Прием «Кредит доверия» (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях - преднамеренное завышение оценивания результата работы).
  • Прием «Скрытая инструкция» (не забудь, обрати внимание, хорошо было бы это сделать, таким образом, и т.д.).
  • Прием «Образовательная стратегия». Учитель говорит в начале урока:

- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?

- Расскажи, как ты готовился к тесту, диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешным ученикам своими стратегиями. Дети учат себя сами.

  • Прием «Доволен - недоволен».

Учитель говорит детям:

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

А тем, кто остался стоять:

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами.

1 ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового, для приобретения учащимися средств познания и исследования объекта.

Прием «Настроение».

Необычное начало урока – музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.

Прием «Зашифрованная фраза».

Задание: в этом тексте «спряталось какое-то изречение» или фраза. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить ее первоначальный вид.

Прием «Удивляй!».

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Можно заставить сразу в начале урока ребят удивиться.

Биология 7 класс, тема «Бобовые».

Всем зеленым растениям необходима минеральная пища. Высасывая из почвы различные соли, они постепенно лишают ее плодородия. И если, например, из года в год на одном и том же поле высевать только рожь или пшеницу и не вносить никаких удобрений, то в конце концов собранного урожая и на семена не хватит. Однако среди зеленых потребителей выделяется группа растений, которые не только берут из почвы нужные им вещества, но и обогащают ее одним из самых важных для всего живого элементом – азотом. Скажите, что это за растения?

Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием.

Прием «Отсроченная отгадка».

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Ребятам очень нравится прием «А знаете ли вы что…»

Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков. Подобранный занимательный материал по желанию учащегося можно оформить в виде презентации, буклета, книжки-раскладушки, иллюстрируя картинками, фотографиями. Например, по теме: Видоизменения корней. (дыхательные, корнеплоды, дисковидные, ходульные, корни-подпорки и т.д.)

Прием «Привлекательная цель».

Перед учениками ставится простая, понятная и заманчивая цель, стремясь к достижению которой, выполняется и та цель, которую планирует учитель.

Биология 8 класс тема «Отряд Грызуны»

На доске изображения трех видов грызунов: полевая мышь, белка, бобр. Ребятам предлагается «расселить» животных по типичным для них местам обитания на основе анализа внешних приспособлений (текст заранее распечатан и положен на парты).

Прием «Ручеек».

После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме.

Прием «Ассоциативное солнышко».

На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.

2 ЭТАП ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,

ЭТАП ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Прием « Я утверждаю, что…».

Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ.

Биология 9 класс, тема «Пищеварение в ротовой полости».

Вопросы:

1. В ротовой полости пища пережевывается и смачивается слюной. (Да)

2. Слюну вырабатывает поджелудочная железа. (Нет)

3. Под действием слюны нерастворимый крахмал превращается в растворимый сахар. (Да)

4.У человека слюна выделяется не постоянно. (Нет)

5. Язык и зубы проталкивают пищу к глотке. (Нет)

6. Глотка соединяется с дыхательными путями, поэтому при еде нельзя разговаривать. (Да)

Прием «Получи бонус».

В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет свой балл).

Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше».

Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах или группах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развить еще и социальную мотивацию).

Биология 6 класс, тема: Состав воздуха»:

  1. Задания для групп: Прочитать стихотворения об азоте и определить его свойства?

Задание для 1 группы:

Азот бактерий убивает,

И в грозы воздух очищает,

В атмосфере - он король,

Но в дыхании - он ноль.

Задание для 2 группы:

Вы растёте и живёте,

Словно плавая. в Азоте!

Знайте, в воздухе у нас

Это самый первый газ.

Все живое – все цветы,

Все деревья и кусты,

Все животные не могут

Без аминокислоты!

А в составе тех кислот

Непременно есть Азот!

Задание для 3 группы:

В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет

Важный элемент азот.

  1. Задания для групп: Выяснить опытным путем, процентный состав кислорода в воздухе?
  2. Решение проблемы:

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил его под стеклянный колпак, наложил ему под колпак корма. Но мышонок не прожил под колпаком даже неделю. Вскоре погиб. Под другой колпак он посадил мышь и поставил комнатное растение. Через восемь-девять дней он нашел, что мышь прекрасно жила под колпаком.

Почему погиб мышонок в опытах Пристли? Что вызвало гибель мышонка? Почему под колпаком с растением мышонок остался жив? Какой можно сделать вывод?

Прием «Паутина».

Восстановить текст или собрать определение из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.

Биология 9 класс, тема «Первая помощь при вывихе сустава»

Приведенные ниже беспорядочные факты выстройте в логической последовательности.

1. Доставить пострадавшего к врачу.

2. Обездвижить конечность.

3. Наложить на поврежденное место холод.

4. Плотно забинтовать сустав.

Ответ: 1-2, 2-4, 3-3, 4-1.

Прием «Забей гол!» или «Установи соответствие»

Предлагается две стопки карточек, в одной стопки термины, в другой их функции, или характеристика и т.д.

Необходимо выполнить задание на скорость: каждый мяч (термины) должен попасть в свои ворота (функции или характеристика).

Биология 9 класс, тема «Ткани»

Название мячей: Название ворот:

Мышечная Раздражимость

Соединительная Сократимость

Нервная Защита

Эпителиальная Опора

Прием «Лови ошибку!»

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.

Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками…

Прием «Синквейн».

Я думаю, что почти все встречались и применяли в своей практике такой прием, как «Синквейн». Строгие правила составления синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное.

3 ЭТАП ОБОБЩЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Наиболее сильная мотивация достигается при нетрадиционном построении урока, привлечению игровых приемов и элементов соревнования.

Прием «Брейн-ринг».

Учитель вызывает 2-3 учеников. Перед ними разложены перевернутые карточки, на которых записаны определения терминов. Дети должны написать на доске соответствующий термин. Карточки берутся по одной. Победит тот, кто успеет за 1-2 минуты написать больше правильных ответов.

Прием «Кто быстрее?»

На доске нарисован объект, от него отходят стрелочки с цифрами. По краям доски написаны в два столбика те же цифры. Задача участников игры – добежать до доски, посмотреть на объект и записать под очередной цифрой название органоида, органа или любого другого элемента. Игра проводится по рядам.

4 ЭТАП КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ.

С целью установления на уроке обратной связи, контроля и коррекции знаний учащихся можно применять следующие приемы, использование которых способствует стимулированию мотивации учения, снятию напряжения и созданию ситуации успеха.

Прием «Слепой текст».

Восстанови текст, в котором пропущены некоторые слова.

Биология 8 класс, тема «Майский жук».

Поздней весной, обычно в _______, в сумерках на опушках леса, в парках и садах можно наблюдать лёт ______________________.

Длина тела __________.

Окраска тела _____________________.

На голове жука находятся ________, пара пластинчатых _____________, ___________ и ________.

Видят жуки ___________.

Питаются листьями __________, __________, ________.

Пищу находят по _________.

Крылья у жука не одинаковы. Верхняя пара крыльев ______________, нижняя пара крыльев _________________.

Жук летит около __________ в секунду.

Лапки у жука на концах имеют цепкие ______________, позволяющие ему удерживаться на ветках дерева во время сильного ветра или дождя.

Прием « Выбери ответ».

Выберите подходящие ответы из предложенных и закончите предложение.

Биология 6 класс, тема «Различие почв по их составу»

  1. Почвы, в которых находится

больше песка называются … 1. чернозёмные почвы

  1. Почвы, в которых содержится больше 2. хорошо

глины, называются …. 3. песчаные

3. Перегноем богаты … 4. твёрдая

4. Перегной – это …. 5. плохо

5. Минеральные соли в почве 6. органическая часть почвы

образуются из …. 7. рыхлая

6. В состав почвы входят …. 8. глинистые

7. Песок пропускает воду … 9. перегноя

8. Глина пропускает воду … 10. песок, глина, перегной, вода,

9. Чернозёмная почва тёмная и …. воздух, минеральные соли.

10. Глинистая почва плотная и ….

Прием « Опрос-итог».

Учитель в конце урока задает вопросы, побуждающие к рефлексии.

Что на уроке было интересным?

Что узнали нового сегодня?

А что на уроке было главным?

ИЛИ

В конце урока ребятам можно предложить закончить записанные на доске предложения:

- А я и не знал…

- На будущее мне надо иметь в виду…

- Самым сложным для меня сегодня было…

- Сегодняшний урок показал мне…

Прием «Самооценка».

Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе.

5 ЭТАП ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прием «Необычная обычность»

Например, темы сообщений записаны на листочках, и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания.

Прием «Сочинялка»

На дом задаются творческие задания – написать сочинение-сказку.

Например, такие темы: «О чем рассказал ветер?», «Сказка о капельке воды», «Разговор деревьев о своем назначении», «Спор овощей о витаминах» и т.д.

Прием «Идеальное задание»

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Прием «Трехуровневое задание»

Учитель одновременно задает домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание. Например, учащимся предлагается разработать:

- Сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

- Чайнворды, кроссворды и т.п.;

- Тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;

- Коллаж по учебной теме;

- Книжки-малышки по определенной теме.

Прием «Творчество работает на будущее»

- придумать ребусы, загадки по данной теме.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что предложенная система работы даёт серьёзные результаты:

  • позитивная динамика коррекционно-развивающей работы (более чем у 70-80% воспитанников);
  • повышение учебной мотивации, познавательного интереса к предмету;
  • результативное участие школьников в конкурсах, творческих мероприятиях различного уровня.

Об эффективности распространения педагогического опыта свидетельствует интерес, который проявляют к нему коллеги. Система работы имеет ценность для всех педагогов образовательного учреждения. Так как технологии, методы и формы работы, в ней представленные, являются общими для коррекционного обучения.

05.11.2016 10:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП