СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы изучения грамматики на уроках русского языка в 6 классе в национальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода, категория одушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы. Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков. Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (прошедшее время, условное наклонение, причастия), поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка (склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п.) зависит от правильного определения рода. Каждый язык обладает своей системой распределения существительных по родам — и трудности в усвоении русской категории рода объясняются системными расхождениями родного и русского языков.

Изначально, дети, особенно с русским неродным языком обучения, только научившиеся воспроизводить звуки и формировать из них осмысленные слова испытывают трудности в овладении грамматическими формами речи.

Назовем основные из них:

1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал») и при склонении («съел яблоку», «гладил утюгой», «красный карандашом», «в новой доме»);

2) неверное использование форм числа («красивый шары», красными ягоды», «машины едет»);

3) ошибки в употреблении падежных форм: а) сведение падежной формы к начальной форме слова («слепили баба», «много девочки», «качались качели»); б) ошибки в употреблении падежей и предлогов («книга столе», «листики на дерево», «шли с товарищ»).

Следует отметить, что содержание и методика работы с детьми как дошкольного, так и школьного возраста по обогащению их речи грамматическими формами определяется требованиями к речи ребенка этого возраста, а также знанием характерных для них затруднений.

Приём – это конкретные действия учителя и ученика.

Среди них наиболее четко выделяются две группы:

1) дидактико-методические приёмы – это методические разновидности действий учителя и учащихся, ведущие к усвоению материала. Одни из них соответствуют различным целям, этапам и методам (применение наглядности, использование учебных алгоритмов), другие как бы реализуют, уточняют, конкретизируют определенные учебные методы (сообщение учителя, выполнение упражнений и т.д.). Сюда следует отнести и логические приемы обобщения, сопоставления, систематизации, анализа, синтеза и т.д.

2) предметные приемы специфичны для методики преподавания русского языка в национальной школе. Они зависят, прежде всего, от характера изучаемого материала. Примерами таких приемов на уроках русского языка могут служить приемы выделения корня слова, различения наречий и существительных с предлогами, предлогов и союзов и т.д.

В условиях национальной школы особенно большое значение имеет прием сопоставления (или сравнения) явлений языка. Надо учитывать возможности детей с русским неродным языком обучения.

Например, важно отметить различия в системе двух языков.

Русский язык

Тувинский язык

Допустимые ошибки

Флективный язык

Категория рода: мужского, женского, среднего и общего.

Различия в употреблении и.сущ., имеющих форму только ед. или мн.ч.

Три типа склонения

Несоответствие падежных значений и различия в употреблении падежных форм в двух языках.

Наличие и многообразие предлогов.

Оппозиция сов. и несов. вида глагола.

3залога 3 наклонения

Склоняемость всех частей сложных и составных числ.

Дифференциация значений причины и цели у наречий

Различия в грамматической категории одуш. и неодуш.: кто? человек, животное, птицы, рыбы.

Агглютинативный язык

Отсутствие категории рода.

Различия в употреблении и.сущ., имеющих форму только ед. или мн.ч.

Единый тип склонения

Несоответствие падежных значений и различия в употреблении падежных форм в двух языках.

Отсутствие предлогов и наличие послелогов

Отсутствие видовой оппозиции.

5 залогов

10 наклонений

Склоняемость посл.части сложных и составных числ.

Нечеткая дифференциация значений причины и цели

Различия в грамматической категории одуш. и неодуш.: кто? человек

Нарушение норм согласования в роде с именами сущ. и мест. глаг. прош.вр. и определительных слов.

Нарушение норм согласования в числе с и.сущ., имеющими форму только одного числа, глаголов и определительных слов.

Нарушение норм согласования в падеже с и.сущ. и мест. определительных слов.

Нарушение норм управления.

Ошибки в образовании падежно-предложных форм и.сущ. Ошибки в употреблении предлогов и их пропуск.

Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов.

Ошибки в образовании глагольных форм.

Ошибки в образовании пад.форм и.числ.

Ошибки в постановке вопроса к наречиям и в квалификации их разрядов

Ошибки в образовании падежно-предложных форм грамматически одуш. и неодуш. сущ. и в их квалификации.

Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются уроки закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений.

Категория: Русский язык
15.03.2015 19:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!