СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические основы разработки обучения с применением активной оценки. Разработка занятия «Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин»

Тип занятия изучение нового материала

Цель учебного занятия для учителя: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать об алгоритме отыскания наименьшего и наибольшего значений, а также о навыке отыскания наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке.

Задачи личностного развития учащихся: формировать умения анализировать, сопоставлять данные, выводить логические следствия из данных предпосылок, умение делать выводы, оценивать влияние условий на результат; развивать логическое мышление учащихся.

Нашобузу:

  1. Знаю алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на промежутке.

  2. Смогу находить наибольшее и наименьшее значение непрерывной функции на промежутке по алгоритму, изученному на уроке.

  3. Смогу применять алгоритм для нахождения наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на промежутке для решения задач.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование и дидактический материал: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс» под редакцией А.Г. Мордковича

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Ожидаемый результат: психологическая готовность учащихся к уроку; актуализация субъектного опыта учащихся; познавательная мотивация; самоопределение учащихся на результат урока.

Задача этапа: организовать актуализацию опорных знаний и умений учащихся; формирование познавательно интереса к уроку; создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Организационный

Приветствует обучаемых.

Проверяет готовность рабочего места, учащихся к занятию.

Проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к занятию.

Настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний и учений учащихся.

Проведение самостоятельной работы по пройденному материалу (Приложение 6)

Пишут самостоятельную работу по вариантам.

Мотивация.

Предлагает учащимся, просмотрев две страницы на интерактивной доске, (Приложение 7) сформулировать тему учебного занятия.

Просматривают страницы интерактивной доски, анализируют задания и участвуют в формулировке темы учебного занятия.

Совместное целеполагание

Привлекает учащихся к постановке образовательных задач учебного занятия: что учащиеся должны знать и уметь.

Участвуют в формулировке образовательных задач учебного занятия.

Предлагает сформулировать задачи на языке учащихся. Задачи представлены на странице интерактивной доски.

  1. На учебном занятии знаю алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на промежутке.

  2. Смогу находить наибольшее и наименьшее значение непрерывной функции на промежутке по алгоритму, изученному на уроке.

  3. Смогу применять алгоритм для нахождения наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на промежутке для решения задач.

Учащиеся формулируют задачи для себя и сверяют с задачами, предложенными учителем.

Операционально – познавательный этап

Ожидаемый результат: осознанное усвоение учащимися материала по теме учебного занятия; к окончанию урока смогут верно, выполнить выходной тест.

Задача этапа: организовать целенаправленную деятельность учащихся.

Усвоение новых знаний и способов действий. Первичная проверка понимания изученного.

  1. Предлагает самостоятельную работу с материалом учебника алгебры и начала математического анализа (см. стр. 192-197) по теме: «Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин».

  2. Предлагает выполнить задания из учебника (работа в парах). №32.2, 32.4, 32.6, 32.8, 32.10 (см. стр.103-104).

  1. Учащиеся, обсуждая материал учебника, совместно с учителем записывают производную для нахождения наибольших и наименьших значений величин.

  2. Выполняют предложенные задания. Самопроверкой проверяют правильность выполнения заданий. Слушают объяснение учителя и выполняют предложенные задания.

Обобщение и систематизация знаний.

Организует обобщение и систематизацию знаний по теме учебного занятия. Предлагает работу в парах (алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на промежутке).

Предлагает оценить работу друг друга.

Работая в парах, формулируют друг другу алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на промежутке.

Оценивают работу друг друга

Контрольно-коррекционный и рефлексивный

Ожидаемый результат: выяснение учащимися уровня учебных достижений, выявление ошибок и их коррекция; самооценка результатов деятельности учащихся на уроке; сознательный выбор домашнего задания.

Задача этапа: организовать выполнение учащимися выходного теста, провести проверку выполнения и коррекцию знаний; организовать самооценку результатов учебной деятельности учащихся и осознанный выбор домашнего задания.

Контроль, самоконтроль, коррекция знаний.

Предлагает выполнить выходной тест (Приложение 8). Контролирует и корректирует результаты выходного контроля, организует самоконтроль и самооценку деятельности учащихся, анализирует степень усвоения темы и выполнение когнитивных задач урока, корректирует выявленные пробелы в знаниях.

Выполняют безотметочный тест на проверку уровня усвоения изучаемого материала. Осуществляют самоконтроль (сверяют с эталоном). Выявляют ошибки в выполнении задания, анализируют причины допущенных ошибок и возможные пути их устранения.

Информация о домашнем задании

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж о домашнем задании. № 32.3, 32.5, 32.7, 32.9, 32.11 (см. стр. 103-104)

Записывают домашнее задание.

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

Беседа с учащимися, говоря с учениками о новых знаниях, полученных на занятии, о достигнутых целях, интересуется их ощущениями от происходящего и предлагает заполнить карточки рефлексии.

Ставят + или – на карточках.

Приложение 6

Тест

  1. Как называется точка x0, если существует такая окрестность точки x0, что для всех x, не равных x0, из этой окрестности выполняется неравенство f (x) < f(x0)?

а) Точкой максимума функции f (x)

б) Точкой минимума функции f (x)

2. Как называется точка x0, если существует такая окрестность точки x0, что для всех x, не равных x0, из этой окрестности выполняется неравенство f(x) > f (x0)?

а) Точкой максимума функции f(x)

б) Точкой минимума функции f(x)

3. Как называют точки, в которых функция имеет производную, равную нулю, или недифференцируема?

а) Точками минимума этой функции

б) Точками максимума этой функции

в) Критическими точками этой функции

г) Достаточными точками этой функции

4. Чему равна точка минимума функции f(x) = |x|?

а) –1

б) 0

в) 1

5. Найдите экстремумы функции f(x) = x2 ex

а) e

б) – 2

в) 0

г) 1

д) 2

6. Найдите критические точки функции f(x) = x3 – 6x2 – 15x +7?

a) –1

б) 1

в) 3

г) 5

7. Чему равна точка максимума функции f(x) = 3xx3?

а) –1

б) 0

в) 1

г) 2

Ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – б, 5 – б, в, 6 – а, г, 7 – г.

Приложение 7

  1. Какое слово неверно разделено на слоги для переноса?

сум-ма

точ-ка

на-ибол-ьш-и-й

чис-ло

  1. Найди в ряду слово, противоположное по смыслу первому слову:

Крупный, огромный, наименьший, гигантский, великий

  1. В каком слове ударение падает на 2 слог?

умножение

разность

доказательство

значение

  1. Найди слово с ошибкой:

вычитание

теорема

велечина

тождество

Приложение 8

Проверочная работа

  1. Найди наибольшее и наименьшее значения заданной функции, не используя производную:

  2. Определи наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке [7;9]

  3. Найди наибольшее и наименьшее значения заданной функции на заданном отрезке без помощи производной: на отрезке [0;6]

  4. Периметр прямоугольника составляет 80 см. Найди, каковы его стороны, если этот прямоугольник имеет наибольшую площадь.

Даны равнобедренные треугольники с периметром 44. Вычисли стороны того треугольника, у которого площадь наибольшая

Приложение 9

К элементам активной оценки относятся:

  1. Цели урока.

  2. Критерии достижения цели.

  3. Ключевой вопрос.

  4. Техника постановки вопросов.

  5. Самооценка.

  6. Взаимооценка.

  7. Обратная связь.

Педагог устанавливает цели урока и определяет их так, чтобы они были понятны детям. Самое основное – это понимать, куда вы идете и чего желаете достичь. Вовлечение учащихся в определение личных целей на учебное занятие или тему обладает большое значение, так как для них это считается важным мотивирующим условием.

Компонентом активной оценки, который неразрывно связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии достижения цели, которые замечают, была ли и насколько была достигнута цель.

Создание критериев достижения целей необычайно полезно при формировании тестов. Это очень значительная деталь: ученик выяснит об условиях теста не перед уроком повторения темы, а перед началом ее изучения. Благодаря чему он способен самостоятельно отслеживать свои достижения, определяя, что он уже изучил и над чем должен потрудиться.

Понимание учащимися критериев достижения целей повышает их обязанность и самостоятельность. Озвучивание ученикам условий перед занятиями содействует процессу обучения и делает его открытым. Главное, что ученики знают, что тесты, контрольные, практические работы будут составлены и оценены непосредственно по этим критериям.

В активной оценке ребёнок способен заметить, какие успехи он обладает, что нового изучил. Данную функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. В работах устанавливается не балл, а отзыв сравнительно проделанной работы, примечание в устной или письменной форме (что выполнено хорошо, а что и как можно откорректировать).

Обратная информация включает три обязательных элемента:

  • положительные аспекты работы учащегося;

  • то, что потребует исправления (улучшения);

  • информация о том, как следует осуществить исправления, какой следующий этап в развитии может сделать учащийся.

Обратная информация не обязательно должна исходить от педагога, ее создателем может быть и другой ученик. Задача учителя – организовать группу учащихся к использованию взаимной оценки. Дети должны понимать основы изложения обратной информации и помнить: подавая ее, они обращаются к критериям успеха.

Ученик способен исправить задание с помощью педагога либо через сравнение своей работы с примером, а после самостоятельно определить, что он уже изучил – а что еще создает проблему. И на этом основывается самооценка. В классе, где царит обстановка обучения, учащиеся не будут иметь проблем, как с подробной самооценкой, так и с сообщением учителю, что они еще не усвоили, или не понимают. Они могут обратиться, с просьбой выбрать соответствующее задание на закрепление или на выявление трудных и неясных вопросов. Такая обстановка целиком меняет роли. Учащийся и педагог на таком занятии – союзники.

Педагог также должен обладать формулировать ключевые вопросы, так как они способствуют активизации мышления. Благодаря хорошей формулировке вопроса, учащиеся представляют более обширный контекст проблемы, хорошие вопросы стимулируют к поиску решений и более активному участию в процессе преподавания. Человек с удовольствием учится тому, в чем заинтересован, что его интригует, что следует для достижения цели. Ребята стараются осознать и легко запоминают то, что им любопытно. Главный вопрос примечателен тем, что одновременно выполняет ряд функций: пробуждает любопытство и интерес к теме; поощряет мыслительную работу; привлекает внимание и ставит вызов; способствует освоению материала; тесно связан с целью урока или серии уроков; направлен на реализацию целей урока.

Педагог должен владеть техникой постановки вопросов. Предложенная в активной оценке техника постановки вопросов базируется на том, что, задавая вопрос, необходимо оставить время на размышление, соизмеримое степени тяжести вопроса и достаточное, чтобы даже робкие и нерешительные дети смогли сконцентрироваться, и только тогда выбрать ученика, который даст ответ. Важно, чтобы учитель сам решил, кого спросить, а это связано с отказом от поднимания учащимися рук. Принцип неподнимания рук помогает преподавателю лучше контролировать, насколько равномерно он опрашивает всех обучающихся, не обходит одних и не выделяет других. Можно еще дополнить жеребьевку: тянуть карточки с именами учеников – это внесет элемент игры-лотереи и усовершенствует атмосферу, создаст ее более безопасной и подходящей для обучения. Если педагог хочет, чтобы дети с удовольствием отвечали на его вопросы, необходимо научиться правильно, отвечать на их неправильные ответы. Часто неверный ответ подразумевает, каким образом учащиеся делают типичные ошибки. Можно поблагодарить ребенка за неправильный ответ, потому что иногда он помогает найти верное направление решения. Следует допускать ответ «я не знаю». Это важная информация о том, что ребёнок еще не изучил.

Категория: Математика
16.10.2022 10:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!