СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современном научном мире есть теория, что здоровье определяет реальное поведение индивида. Но с другой стороны есть и другое мнение, что свести реальное поведение только к характеристикам здоровья и связанных с ними особыми потребностями нельзя. Девиации возникают и развиваются в определённом поведении под воздействием личности ребёнка и ситуаций, сложившихся вокруг него. Но в научных исследованиях девиации у подростков с ОВЗ мало изучены. В связи с этим нет ясных рекомендаций по профилактике девиаций различного проявления у детей с ОВЗ по нозологиям.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей:
- они легко возбудимы,
-порог восприятия насилия у них ниже, чем у нормотипичных детей,
- более откровенно и примитивно выражают свою агрессию.
Поэтому профилактика в среде таких детей должна носить многосторонний характер и применять различный инструментарий. А с разработкой социально-психологического тестирования по единой методике в руках специалистов социально-психологической службы школы-интерната появился хороший инструмент для оказания адресной профилактической помощи воспитанникам, в том числе и для профилактики употребления ПАВ.
По результатам проведения СПТ, а также на основании полученных данных профилактических медицинских осмотров обучающихся разработываются мероприятия по оказанию психолого – педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся, попавших в «группу риска».
В 2023 году произошла доработка ЕМ СПТ на федеральном уровне, что существенно улучшило всю процедуру тестирования. Учащихся можно разделить на группы с учётом факторов риска и факторов защиты.
В настоящее время результаты тестирования позволяют определить наиболее сильные и ресурсные стороны личности воспитанника, направление интересов, жизненные ценности, так и специфические, индивидуальные особенности поведения в ситуации стресса, а также различные формы рискового поведения.
Результаты ЕМ СПТ вызывают интерес у старших подростков и детей юношеского возраста, так как несут в себе информацию личного характера, а именно: сильные и слабые стороны личности ребенка, данная информация способствует развитию навыков рефлексии, позволяющие адекватно оценить потенциальные риски и возможность принятия мер по предупреждению проблемной рисковой ситуации.
Анализ результатов по единой методике социально-психологического тестирования, особенно эффективно для работы педагога – психолога в школе - интернате, поможет организовать профилактические мероприятия, разработать индивидуальную коррекционную программу для обеспечения психологического благополучия личности учащихся, оказать им своевременную адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
В Мосоловской школе – интернате тестирование проходит с самого момента его внедрения. Социально-психологическая служба уделяла ему особое внимание.
Первые годы при прохождении тестирования приходилось сталкиваться с особым отношение к данной процедуре. Это отношение было вызвано заниженной самооценкой, негативным самоотношением, чувством вины, страхом быть разоблаченным. Проведение тренингов мотивирующего характера, бесед значительно снизило процент воспитанников с желательными ответами.
За все учебные годы отказов от тестирования не было. Воспитанники серьезно и ответственно относились к данной процедуре. Ежегодно более 70% обучающихся проходят социально – психологическое тестирование. Грубых нарушений в процедуре тестирования не было.
Количество учащихся школы – интерната прошедших социально – психологическое тестирование по единой методике в процентном соотношении от общего количества обучающихся в классе.
Таблица №1.
Класс Учебный год |
Сентябрь-ноябрь 2018 |
Сентябрь-ноябрь 2019 |
Сентябрь-ноябрь 2021 |
Сентябрь-ноябрь 2022 |
Сентябрь-ноябрь 2023 |
7 класс |
78% |
70% |
63% |
70% |
70% |
8 класс |
75% |
75% |
86% |
80% |
80% |
9 класс |
70% |
72% |
88% |
80% |
75% |
Всего |
79% |
72% |
75% |
76% |
70% |
Особое внимание уделяется формам профилактической работы в школе – интернате.
Организация социальной среды и участия в активной деятельности школы - интерната
- Воздействие может быть направлено на создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся, аддиктивному поведению. Объектом работы может быть социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
Просвещение обучающихся
- Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). Например, беседы по предупреждению наркозависимого поведения не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Важным является формирование установки на здоровый образ жизни.
Активное обучение социально-важным навыкам
- Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых;
- Тренинг аффективно-ценностного обучения. На занятиях внимание уделяется обучению распознавания эмоций, способности выражать их приемлемым образом и справляться со стрессом.
- Тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
- Тренинг личностного роста – активизация личностных ресурсов (творческое самовыражение, участие в группах личностного роста и пр.), формирование ценностных ориентаций и ответственности
Благодаря данным характеристикам выстраивается всесторонняя эффективная психолого – педагогическая работа с индивидуальным маршрутом. Социально – психологическое тестирование позволяет получить характеристику на каждого обучающегося прошедшего тестирование.
© 2024, Шульга Дарья Владимировна 101