СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение результатов социально-психологического тестирования для адресной профилактики девиантного поведения, в том числе в области употребления ПАВ, среди учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном научном мире есть теория, что здоровье определяет реальное поведение индивида. Но с другой стороны есть и другое мнение, что свести реальное поведение только к характеристикам здоровья и связанных с ними особыми потребностями нельзя. Девиации возникают и развиваются в определённом поведении под воздействием личности ребёнка и ситуаций, сложившихся вокруг него. Но в научных исследованиях девиации у подростков с ОВЗ мало изучены. В связи с этим нет ясных рекомендаций по профилактике девиаций различного проявления у детей с ОВЗ по нозологиям.

Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей:

- они легко возбудимы,

-порог восприятия насилия у них ниже, чем у нормотипичных детей,

- более откровенно и примитивно выражают свою агрессию.

Поэтому профилактика в среде таких детей должна носить многосторонний характер и применять различный инструментарий. А с разработкой социально-психологического тестирования по единой методике в руках специалистов социально-психологической службы школы-интерната появился хороший инструмент для оказания адресной профилактической помощи воспитанникам, в том числе и для профилактики употребления ПАВ.

По результатам проведения СПТ, а также на основании полученных данных профилактических медицинских осмотров обучающихся разработываются мероприятия по оказанию психолого – педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся, попавших в «группу риска».

В 2023 году произошла доработка ЕМ СПТ на федеральном уровне, что существенно улучшило всю процедуру тестирования. Учащихся можно разделить на группы с учётом факторов риска и факторов защиты.

В настоящее время результаты тестирования позволяют определить наиболее сильные и ресурсные стороны личности воспитанника, направление интересов, жизненные ценности, так и специфические, индивидуальные особенности поведения в ситуации стресса, а также различные формы рискового поведения.

Результаты ЕМ СПТ вызывают интерес у старших подростков и детей юношеского возраста, так как несут в себе информацию личного характера, а именно: сильные и слабые стороны личности ребенка, данная информация способствует развитию навыков рефлексии, позволяющие адекватно оценить потенциальные риски и возможность принятия мер по предупреждению проблемной рисковой ситуации.

Анализ результатов по единой методике социально-психологического тестирования, особенно эффективно для работы педагога – психолога в школе - интернате, поможет организовать профилактические мероприятия, разработать индивидуальную коррекционную программу для обеспечения психологического благополучия личности учащихся, оказать им своевременную адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

В Мосоловской школе – интернате тестирование проходит с самого момента его внедрения. Социально-психологическая служба уделяла ему особое внимание.

Первые годы при прохождении тестирования приходилось сталкиваться с особым отношение к данной процедуре. Это отношение было вызвано заниженной самооценкой, негативным самоотношением, чувством вины, страхом быть разоблаченным. Проведение тренингов мотивирующего характера, бесед значительно снизило процент воспитанников с желательными ответами.

За все учебные годы отказов от тестирования не было. Воспитанники серьезно и ответственно относились к данной процедуре. Ежегодно более 70% обучающихся проходят социально – психологическое тестирование. Грубых нарушений в процедуре тестирования не было.

Количество учащихся школы – интерната прошедших социально – психологическое тестирование по единой методике в процентном соотношении от общего количества обучающихся в классе.

Таблица №1.

Класс

Учебный год

Сентябрь-ноябрь

2018

Сентябрь-ноябрь

2019

Сентябрь-ноябрь

2021

Сентябрь-ноябрь

2022

Сентябрь-ноябрь

2023

7 класс

78%

70%

63%

70%

70%

8 класс

75%

75%

86%

80%

80%

9 класс

70%

72%

88%

80%

75%

Всего

79%

72%

75%

76%

70%

Особое внимание уделяется формам профилактической работы в школе – интернате.

Организация социальной среды и участия в активной деятельности школы - интерната

- Воздействие может быть направлено на создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся, аддиктивному поведению. Объектом работы может быть социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

Просвещение обучающихся

- Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). Например, беседы по предупреждению наркозависимого поведения не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Важным является формирование установки на здоровый образ жизни.

Активное обучение социально-важным навыкам

- Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых;

- Тренинг аффективно-ценностного обучения. На занятиях внимание уделяется обучению распознавания эмоций, способности выражать их приемлемым образом и справляться со стрессом.

- Тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

- Тренинг личностного роста – активизация личностных ресурсов (творческое самовыражение, участие в группах личностного роста и пр.), формирование ценностных ориентаций и ответственности

Благодаря данным характеристикам выстраивается всесторонняя эффективная психолого – педагогическая работа с индивидуальным маршрутом. Социально – психологическое тестирование позволяет получить характеристику на каждого обучающегося прошедшего тестирование.

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhaya_xarakteristika_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/ Стрелина Елена Викторовна

www.j-chr.com, Электронный научный журнал "Коллекция гуманитарных исследований" №4 (25) 2020, Шнейдер Л.Б. «Проявления девиантности у детей с ОВЗ и особенности профилактики в подростковом возрасте».

04.04.2024 15:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП