СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение системы воспитания В.А. Сухомлинского в современных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием мы рассматриваем опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

В России очень много замечательных педагогов, которые внесли огромный вклад в развитие педагогической культуры в нашей стране. Один из таких замечательных педагогов, это Василий Александрович Сухомлинский. «На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания.

Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»- так писал в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

«Сердце отдаю детям» - название книги, которое полностью отражает девиз жизни В.А. Сухомлинского. В своей работе Василий Александрович раскрывает процесс развития и воспитания ребенка, значение физического, умственного, гражданского, нравственного и трудового воспитания в становлении ребенка.

Сухомлинскому выдвигал следующие требования к учителю: это любовь к собственному делу, высокая квалификация, высокие моральные качеств и творческий подход к учебе и воспитанию.

Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся:

на принципах гуманизма,

на признании личности ребёнка высшей ценностью,

На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Основные принципы его учения о воспитании:

Неповторимость каждого ребенка

Нет неспособных, бездарных и ленивых детей

Неравенство умственных способностей детей

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход

Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд). Дифференцированный подход к учебе

Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства

Получение позитивных чувств от учебы

Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться

Исследовательский подход к предмету изучения

Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы

Человечность, чуткость, тактичность к ученикам

Оценка как инструмент воспитания, а не наказания

Взаимозависимость личности и коллектива

Учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.

Сама природа детского сознания и детскойпамяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

“ Не уводите ребенка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка”

“Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого становится его личным горем. Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека - так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой”

“Здоровье, здоровье и еще раз здоровье” По мнению Василия Александровича, забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Что такое игра с его точки зрения ?

"Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа"

Книга “Сердце отдаю детям” помогает осмыслить актуальные задачи, педагогическую практику, потребности детского развития. В данной работе прослеживается связка воспитательного процесса: педагог – воспитанник - коллектив. Исходя из этого можно смело сказать, что книга раскрывает все тонкости воспитания детей,остается актуальной на сегодняшний день и помогает новым сотрудникам образовательного процесса выстроить правильный диалог с учеником.

Сухомлинский – гуманист, мыслитель, педагог. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся. Вся педагогическая система Сухомлинского – это воспитание любви к человеку.

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим.

05.02.2024 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП