СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа
к учебнику
для общеобразовательных учреждений
Русский язык
5 класс
В 2 частях
Под редакцией академика
Российской академии образования
Е.А. Быстровой
Русское слово
2010
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями «Федерального стандарта и обязательного минимума содержания образования». Учтены концептуальные положения стандарта второго поколения – Примерной программы «Русский язык» основного общего образования
Русский язык, родной язык русского народа – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина и русского человека, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
В основу разработки программы положена цель обучения в современной школе – развитие личности школьника. «Развитие личности – смысл и цель современного образования»
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
? воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
? совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
? освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
? осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;
? формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
? усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;
? формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – это способность, реальная готовность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих понятий), овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.
Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция представляет собой результат осмысления учащимися речевого опыта. Она включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. Она включает в себя знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятий, предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного состава языка и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.
Компетентностный подход означает выделение в качестве целей обучения охарактеризованных компетенций отказ от знаниевой составляющей (знания, умения, навыки) как определяющей, систематизирующей содержание предмета в программе. Теперь она становится одним из компонентов (хотя и важным) содержания. Программа включает в себя компоненты: коммуникативный и культуроведческий.
Программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: дидактических – личностно-ориентированном и деятельностном; лингводидактическом – сознательно (когнитивно)-коммуникативном.
В основе личностно-ориентированного подхода, утверждающегося сегодня в школе:
1. Основная цель образования – становление, развитие личности школьника.
2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем. Ученик – активный субъект учебной деятельности.
3. Учет типологических и индивидуальных особенностей школьника: возрастных, его интересов, возможностей и потребностей.
В названии сознательно-коммуникативного подхода, его еще называют когнитивно-коммуникативным, подчеркивается его основная характеристика: обучение общению (коммуникации) сопрягается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей.
В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил – обязательное условие достижения целей обучения русскому языку.
Основной характеристикой коммуникативности является развитие умений и навыков речевого общения, развитие и совершенствование речевой деятельности в ее основных видах. Принцип коммуникативности сопрягается с принципом сознательности усвоения учащимися грамматического материала.
В соответствии с охарактеризованными целями и задачами содержание курса в 5–9 классах составляют содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование лингвистической и языковой компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Это выделение носит условный характер, оно отражает последовательности реализации названных линий, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.
Первая содержательная линия включает раздел «Речь, речевая деятельность. Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствования речевых способностей учащихся, овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения (говорение и письмо).
Вторая содержательная линия включает сведения об устройстве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических категориях и явлениях.
Эта содержательная линия включает разделы: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика, орфоэпия», «Графика, орфография», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис».
При изучении названных разделов учащиеся получают не только соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.
В раздел включены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, знания о лингвистике как науке, элементы истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся представителях.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, формирующее представление о родном языке как национально-культурном феномене, раскрывающее связь языка с историей и культурой русского народа, последовательно и целенаправленно реализуется при изучении каждого раздела программы.
В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальное сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь на русском языке.
6–7 классы имеют в целом морфологическую направленность.
В 8–9 классах проводится системное изучение синтаксиса.
В программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, круг теоретических сведений, подлежащих усвоению, во второй рубрике – основные виды учебной деятельности ученика.
Программа составлена в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (БУП № 1) из расчета часов на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе: в 5 классе – 210 часов, в 6 классе – 210 часов, в 7 классе – 140 часов, в 8 классе – 105 часов, в 9 классе – 75 часов.
© 2014, Трофимова Ирина Николаевна 859