СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение АМО на занятиях по химии или мой «рецепт» повышения мотивации обучающихся к предмету (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической деятельности педагогу необходимо создать ситуацию успешности для каждого студента, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о возрастных особенностях обучающихся.

Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Каждый педагог это творец, техник, актер, и, конечно, фантазер, который в сочетании с теоретическим знанием своего предмета определяет самое главное – педагогическое мастерство.

Особенно актуальной для учебного процесса сегодня, на наш взгляд, остается проблема активизации деятельности студента на занятии. Каждый обучающийся должен иметь возможность продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы или как-то иначе, творчески проявить себя как личность. Именно с этой целью следует уделить внимание АМО.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала

Эффективность же процесса и результата обучения определяется тем, что разработка АМО основывается на серьезной психологической и методологической базе.

В результате внедрения АМО в собственную практическую деятельность, нами было отмечено, что большинство обучающихся в группе работают с интересом и желанием, или в любом случае каждый находит хоть один приём работы из копилки педагога, как говорится, «по душе».

Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности студента на занятии является реакцией на методы и приемы работы преподавателя, интегративным показателем его педагогического мастерства.

Выбор того или иного метода на занятиях по химии зависит от разных причин: от целей и задач, типа занятия, объёма и сложности материала, от возрастных особенностей обучающихся, от оснащенности кабинета химии учебным материалом, от наличия раздаточного материала и компьютерной техники, наконец от багажа имеющихся знаний обучающихся.

Опыт показывает: АМО на занятиях по химии - это многогранный комплекс следующих гибких понятий: диалог, творчество, игровая деятельность, групповая форма работы, опора на опыт студента, интерактивность, деятельностный подход, рефлексия.

Всё это единый комплект для достижения основной цели образовательной деятельности - формирование социально адаптивной личности, способной к самообучению и самореализации в условиях настоящего и будущего.

Специальное образование сегодня определяют свойства универсальности, так как строится оно на диалогичности, носит деятельностно - творческий характер и направлено, в конечном счете, на поддержку индивидуального развития личности обучаемого, предоставляет ему необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов самообучения и поведения. Особенно сложно, но в то же время интересно наблюдать это явление в рамках дисциплин химического цикла.

Для достижения эффективности и качества образовательного процесса по химии были определены следующие ключевые элементы (этапы): визуализация, мотивация, интеракция, коммуникация, мониторинг, рефлексия, анализ, оценка.

Главным же на занятии становится приобретение знаний через выявление опыта студентов, включение их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла.

Итак, к непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа занятия характерны свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Хочется поделиться самыми яркими примерами из опыта работы «моей творческой мастерской».

Сюда можно отнести приём «Мордашки», как вариант эмоционального настроя на этапе инициации. Отметим, что данный приём отлично работает и на заключительных стадиях занятия, при этом педагог может получить своеобразную зеркальную оценку эффективности проведённой работы с позиции психологического окраса собственной деятельности.

На этапе вхождения, или погружения в тему очень эффективно срабатывают методы: «Творческий эксперимент», «Разгадывание кроссворда»,«Кластер», «Инсерт» и другие.

Это помогает студентам самостоятельно сформулировать тему занятия, тезисы и задачи, способствует оживлению аудитории и повышению мотивации к дальнейшей подаче материала.

На занятиях по химии нами многократно апробирован такой метод как преобразование текста в графическую форму – создание кластера или его распаковка. Метод удивительно ярко открывает новые грани выражения творческой активности обучающихся.

Интересны по своей сути активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений предстоящего образовательного мероприятия.

Одним из таких является метод: «Дерево ожиданий». Метод способствует развитию коммуникативной компетенции, умению работать в команде, а так же реализации возможности повышения своей самооценки.

Химия - это наука экспериментальная, поэтому элемент подобного прогнозирования, несомненно, способствует полноценному восприятию подаваемого материала.

Интерактивная лекция позволят эффективно сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей работы с новым материалом. Метод «Автобусная остановка», который успешно работает в малых группах, позволяет за короткий промежуток времени активизировать деятельность всех студентов, успешно реализуя элементы взаимообучения при этом.

Здесь же,как показала практика,гармонично вписываются методы:«Бортовой журнал», « Трёхчастный дневник»,«Мозговой штурм» и другие.

Эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия, осуществить рефлексивную оценку деятельности обучающихся позволяют методы: «Синквейн»,

« Шляпы мышления»,« Кубик Блума »,«Светофор», «Ресторан» и другие. Все они нацелены на обнаружение обратной связи, как главного показателя результативности занятия. В траектории преподаваемых дисциплин химического цикла особенно успешно вписались метод шести шляп и кубик Блума, что всегда позитивно принимается студентами и, несомненно, выполняет свою главную задачу.

Известное высказывание гласит: «Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»,а это должно определять главную цель в работе любого педагога.

«Творческая мастерская» преподавания химии насчитывает множество активных методов обучения, но ещё больше хочется пробовать снова и снова, потому что это даёт результаты и действительно служит ключом к тому, чтобы заинтересовать безразличных, расшевелить неактивных, раскрыть психологически зажатых и организовать сверхэнергичных, в общем таких разных наших студентов.

16.06.2016 20:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП