В последние годы, преподаватели сосредоточились в роли учащихся, как активные участники в процессе преподавания и обучения. Сконцентрироваться на учащегося - это естественный результат изменения ориентации с бихевиористского на когнитивную теорию обучения. Это изменение подчеркнуло работу учащихся на уроке, и процесс их обработки информации во время урока, а не деятельность преподавателя.
Результат применения когнитивного подхода в преподавании иностранного языка был воспринят как связь между мышлением и языком. Преподаватели, которые хотят содействовать развитию мышления, должны попытаться наблюдать каким образом учащиеся представляют свои знания, а не как они просто воспроизводят их. Для того чтобы показать свои знания необходимо применять целый ряд мыслительных навыков таких как, аналитические, навыки критиковать, творческие навыки, навыки решения проблем и рефлективного мышления.
Несмотря на то, что навыкам мышления можно научиться с помощью тренировок как теннис, плавание и т. д., они требуют больших усилий, чем могут себе представить учителя. Для того чтобы подчеркнуть навыки мышления, учитель должен правильно поставить цель урока и должен знать свои ценности, представления, предположения и суждения, а также учащихся, поскольку они тесно связаны с мышлением.
Существуют различные определения критического мышления и все они имеют одинаковую концепцию. Скривен и Павла (1996) дали следующее определение критическому мышлению:
«интеллектуально дисциплинированный процесс активной и искусной концептуализации, применения, анализа, синтеза и оценки разработанной или полученной информации, наблюдения, опыта, размышления, рассуждения, или средства общения, как руководство к вере и действию».
Критическое мышление является одним из навыков мышления, которое должно быть выделено в разработке и совершенствовании учебных программ преподавания иностранного языка, потому что мир, в котором мы живем, становится все более сложным для понимания, и как мы обрабатываем информацию, становится все более важным, чем конкретные факты. Принимая во внимание вышесказанное, преподаватели иностранных языков могут способствовать тому, чтобы учащиеся выходили за рамки поверхностного смысла и открыли для себя более глубокий смысл, а не просто применение базовых навыков грамотности.
Навыки критического мышления не может развиваться спонтанно. Наоборот, преподаватели должны принять направляющую роль в ведении и направлении критического мышления. Для обучения критического мышления необходимо обладать изобилием материала и применять интерактивный подход.
Из многих понятий относительно приобретения и улучшения критического мышления, самосознание является одним из самых важных. Критическим мышлением и самосознанием можно понять связь между мыслями и эмоциями. Несмотря на то, что они являются независимыми, правда – это то, что чувства основаны на каком-то уровне мысли, и мыслей образованных от некоторого уровня чувства. Эмоции играют важную роль в процессе обучении, потому что учащиеся могут принести выученное равнодушие, безрассудные страхи, приобретенную враждебность, и негибкие идеи в класс, таким образом, их обучение ограничивается поверхностью.
Преподаватели иностранного языка могут инициировать и приводить в действие критическое мышление, на уроках подчеркивая самосознание. Они могут помочь учащимся понять и показать понимание самого себя и окружающих. С помощью интерактивных подходов и материалов, учителя могут помочь учащимся узнать свои восприятия, предположения, предрассудки и ценности, а также помочь им избавиться от старых привычек, создать новую точку зрения. Это потребует усилий, но учащимся понравится раскрывать самого себя, изучая язык.
При помощи наших органов чувств мы слышим, видим, чувствуем вкус и запах. Этот процесс происходит так спонтанно, что мы склонны думать о нашем восприятии как о пассивном процессе. Тем не менее, восприятие является скорее активным, чем пассивным. Оно позволяет нам строить, интерпретировать и делать выводы об информации, которую мы получили, а не просто записали как «действительность». Восприятие представляет собой процесс выдвижения заключений. Через заключения, мы выдвигаем наше собственное толкование реальности. Тем не менее, наше толкование о реальности может быть искаженным нашим прошлым опытом, образованием, культурными ценностями.
Для того, чтобы помочь учащимся узнать свое собственное восприятие, и уметь их отличить от чужих, преподаватели иностранного языка могут применять оптические иллюзии на уроках.
Такой вид работы поможет ученику понять, что изображения могут восприниматься по-разному, не только на уроках иностранного языка, а также в реальной жизни. Учащиеся получат удоволь-ствие от такого урока, и у них будет возможность обсуждать увиденное, выучить новые слова и тренироваться в использовании настоящего прогрессивного времени.
Предположения - это идеи, которые говорящий или писатель считают само собой разумеющимся, как аксиомы в математике. Идеи, которые необходимо рассматривать, предполагаются правдой, поэтому возможно аргументировать, что окажется совершенно логичным. Однако, если исходные данные неверны, то и результат будет неверным. Сосредоточив внимание на критическом мышлении, преподаватель может помочь ученикам определить свои предположения, обдумать оправданы ли их предположения, и понять, как они формируют точку зрения учеников. Поскольку ассоциация личного и коллективного интереса (при условии, что хорошо для вас, это хорошо для всех) является общей тенденцией, уточнение предположений является одним из основных шагов критического мышления.
Существует много методов выявления предположений. Один из них, когда студенты читают рассказ, а затем они должны объяснять их предположения и обосновать их. Преподаватель не должен говорить правильный или неправильный ответ, иначе ученики могут прекратить дискутировать. Нагляднорассмотримодинтакойпример.
Activity 1
One hot summer afternoon, a deliveryman drove up to a house, got out of his truck, and started up the walk when he noticed a little girl sitting on the steps. "Is your mother home?" he asked her. The little girl nodded and said, "Yes." So the deliveryman went back to his truck, slid out a large carton containing a mattress and box spring, and carried the heavy carton up the steps to the front door. Red-faced and sweating, he pushed the doorbell and waited. No one came to the door. He smiled at the little girl and rang the bell again. Still, no one answered. He waited and rang the bell a third time, and when there was still no sign of anyone in the house, he said to the girl, "I thought you said your mother was home." "She is," the girl replied, "but I don't live here." (Boostrom 1994, 201)
После того как ученики прочитают текст, преподаватель задает следующие вопросы:
What made the deliveryman assume that the house belonged to the little girl?
Would you make the same assumption if you were that deliveryman?
What would you do to ascertain that the house is the girl's house or that anyone is at home?
Have you made any wrong assumptions lately? What were they? What was wrong with your assumptions?
Преподаватель обсуждает со своими учениками как трудно избежать предположений, и как важно мыслить критически и рассматривать предположения, которые мы делаем. Только таким образом, мы можем определить, имеет ли эта идея смысл. Преподаватели могу применить формулу "AFAN" (RoseandNicholl 1997), чтобы помочь студентам проанализировать свои предположения. AFAN имеет следующее значение: A=assumptions(предположение), F=For(за), A=Against(против), N=Nowwhat?(вопрос, ведущий к окончательному оцениванию аргумента, конечное решение). Каждая буква относится к определенному вопросу:
A (Assumptions): Whathave I assumed? What have I taken for granted? Do I need more information? What are the facts?
F (For): What is the evidence for my opinion? Is it good evidence? Is it a fact or belief? What are the reasons for my belief?
A (Against): What are the alternatives to my point of view? Can I see this another way? What if my starting assumption is wrong?
N (Now what?): This is a question posed to lead to a better assessment of the argument, one that may produce a better final decision.
Формула AFAN можно спокойно применять к большинству предположений.
Основным препятствием критического мышления является предрассудок. У каждого есть какие-то предрассудки, потому что у нас у всех есть идеи о правде и неправде, об истине и лжи. Наши предрассудки, связанные с патриотизмом, расой, религией, этническим классом, влияют на наше мышление. Стать критическим мыслителем не значит, что человек не имеет мнения, скорее, он внимателен к идеям, которые могут менять его мнения. Преподавателям иностранного языка необходимо быть внимательным к информации и сведениям, применяемым на уроках, чтобы задать вопросы к нашим предрассудкам. В нижеприведенном примере показано как, применять, такие задания на уроках иностранного языка.
Activity 2
Такое упражнение можно сформулировать как официально так и не официально, в зависимости от уровня учащихся. Для того, чтобы осведомить учащихся в своих предрассудках, необходимо давать им общее представление или конкретные слова на обсуждения, или же завершить предложения (open-endedsentencestocomplete). Например, можно спросить учеников, какие чувства, идеи, или мысли появляются у них, когда они слышат следующие слова и фразы:
School or School is a place where I _________.
Women or Women should_________________.
Teachers or Teachers are always _____________.
Marriage or Marriage is never ______________.
EducationorEducationis __________________.
Учащиеся могут узнать о своих предрассудках и предрассудках своих товарищей, обсуждая свои ответы.
Критически мыслящие люди – это те, которые знают ценности, на которых основаны их суждения. Учащихся необходимо направить на определения их ценностей, потому как студенты осуждают написанное или сказанное, зависит от того, делят ли они ценности автора или говорящего.
Activity 3
Учащиеся пишут или обсуждают свои пять наиболее важных ценностей, затем расставляют их от наиболее важных до наименее важных. Преподаватель представляет один пример для своих учеников. Вот несколько примеров:
I value family, friends, money, education, and career.
Family is the most valuable to me because my family has supported me throughout my life.
My friends are valuable to me because, through them, I can share my happiness, unhappiness, and other important matters.
Money is valuable to me because it enables me to live comfortably.
Education is important to me because it excites me and makes me a more interesting person.
My career is valuable to me because people respect me for what I do.
Учащиеся расставляют эти ценности по порядку важности, обосновывая свои ответы. Такие упражнения дают возможность ученикам узнать о своих ценностях и понять, почему они уверены в этом. А также такие задания развивают и тренируют свою разговорную речь и умение понимать прослушанное на английском языке.
Привычки могут быть весьма полезны, особенно те, которые мы часто повторяем, такие как, режим питания, или ежедневный поход в институт. Без привычек, нам пришлось бы потратить много времени на решения наших дальнейших действий. Но с другой стороны, когда нам необходимо мыслить творчески или критически, мы вынуждены отказаться от наших привычек. Хорош тот, кто мыслит креативно и критически, и легко отказывается от привычек. Необходимо обладать богатым воображением, в случае, если один метод не работает, попробовать какой-то новый. Вместо того чтобы видеть все в одном направлении, они видят много возможностей. Для развития придумывания новых идей можно сделать следующие упражнения, которые возможно помогут ученикам менять свои привычки, или негативное мышление.
Activity 4
Ask students to keep an appreciation journal in which they write about everything they appreciate about themselves, their lessons, or even their teachers. If they look puzzled, direct them by giving them the following sentences to complete:
I like English lessons because _____.
I appreciate my family because _____.
I love the way my friend speaks with me because _____.
I enjoyschoolbecause _____.
Такое задание возможно будет интересным опытом найти хотя бы одно позитивное предложение даже у того ученика, который говорит «я ненавижу учиться и учить иностранные языки».
Применение критического мышления на уроках английского языка позволяет и вдохновляет учащихся рассуждать, критиковать и вынести заключение о знаниях, которые они уже имеют, а также информацию, которую они получат в будущем. Для введения и развития критического мышления своих учащихся, преподаватели устанавливают задания и корректируют свои учебные программы и материалы так, чтобы способствовать такому мышлению. Обучение иностранному языку через критическое мышление позволяет ученикам признать широкий спектр субъективных анализов развития самосознания, и видеть взаимосвязь и сложности, которые они могли упустить.