СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение национально-регионального компонента на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение национально-регионального компонента

на уроках английского языка.

В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми преподавании иностранных языков, обучение иностранным языкам в общеобразовательной школе следует строить как диалог двух и более культур. Но межкультурная коммуникация предполагает не только хорошее знание страны изучаемого языка, но и своей собственной. Однако практика показывает, что знания о своей стране или регионе проживания используется в обучении иностранному языку несистематично. В связи с этим возникла большая необходимость систематизации материала о родном крае Применение национально-регионального компонента начинается в 5 классе (первый год изучения ИЯ). Изучая фонетическую систему английского языка, мы сравниваем калмыцкие, русские и английские звуки. Существуют звуки, которые есть в калмыцком, в русском и в английском языках. Знание фонетической системы калмыцкого и русского языка помогает лучше усвоить английские звуки. Процесс усвоения нового материала проходит намного быстрее и успешнее. При ознакомлении с рецептом приготовления английского чая мы знакомим с рецептами приготовления калмыцкого чая и борцоков. Например, шотландское блюдо haggis готовится точно так же, как и калмыцкое блюдо дотур.

В 6 классе при изучении темы «Город» мы знакомим детей с темой «Элиста- столица Калмыкии. Достопримечательности Элисты».

В 7 классе при изучении темы «Праздники в странах изучаемого языка» мы параллельно изучаем темы: «Национальные праздники: Зул, Цаган Сар», «Масленица», « Рождество».

В 8 классе, изучая тему «Спорт в США», мы знакомим учащихся с темой «Спорт в Калмыкии. Национальные виды спорта. 33 шахматная олимпиада». В этом очень помогает книга Эрдниева «Калмыки». Дети с интересом читают тексты о национальных видах спорта: борьба, скачки на лошадях, на верблюдах, альчики, метание аркана, традиции игры в шахматы. С этой древней игрой калмыки знакомы давно. В.Бергман, посетивший в 1802-1803 г.г. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «не только знать и духовенство, но и простые калмыки играют с большой лёгкостью».

В 9 классе, изучая тему «Окружающая среда», мы знакомим детей с темой «Природа, климат Калмыки. Животный и растительный мир. Экологические проблемы Калмыкии и России». Мы обсуждаем с учащимися проблему опустынивания, засоления почв, охраны водных ресурсов, охраны животного и растительного мира Калмыки. На территории европейской части России рассматривается проблема вырубки лесов, ведущих к экологическому дисбалансу, разрушению среды обитания многих видов животных. С точки зрения поликультурного образования учащиеся рассматривают экологическую проблему как общечеловеческую, касающуюся каждого жителя планеты. Такая международная организация как Greenpeace активно борется с экологическими проблемами, членами которой могут быть российские ученики. Дети не только обсуждают эту проблему, но и говорят о личном участии в её разрешении. На данном этапе формируется активная жизненная позиция каждого ученика. Ребята с удовольствием готовят проекты по охране окружающей среды, переработке отходов, поисков альтернативных источников тепловой и электрической энергии.

В 10 классе мы приступаем к изучению истории Калмыкии, политической и экономической системы нашей Республики и нашей России. Искусство Калмыкии: изобразительное искусство, прикладное искусство калмыков, музыка, литература. Дети с интересом читают тексты о выдающихся деятелях нашей Республики: о великих писателях Д.Н. Кугультинове, М. Хонинове и др., о создателе «ясного письма»Зая Пандите, о композиторе П. Чонкушове и многих других известных личностях, которые внесли вклад в культуру и в историю Калмыкии. При изучении национальных символов Австралии, мы беседуем о символах Калмыкии и России. Речь идёт о гербе, флаге, гимне стран ИЯ и Калмыкии.

В 11 классе уделяется большое внимание теме «Искусство Австралии», но мы параллельно знакомим детей с темой «Изобразительное искусство Калмыкии», «Известные художники Калмыкии», «Творчество российских художников». При изучении этих тем постоянно идёт сопоставительный анализ: например, выбор цвета; коренные австралийцы предпочитают красный, зелёный и жёлтый цвета. Для австралийцев красный цвет- символ жизни. У калмыков также заметно преобладание красного, зелёного и жёлтого цветов в изделиях прикладного искусства: вышивка орнамента на платье, шапках, поясах. И калмыки, и австралийские аборигены часто изображали растения и животных. Учащиеся знакомятся с творчеством Кима Ольдаева и Гарри Рокчинского, Бориса Данильченко.

Немаловажно использование наглядности на уроке. Я приносила на урок репродукции картин Кима Ольдаева «Тюльпаны», «В степи», «Хозяин степи», Гарри Рокчинского «Тюльпанный остров», «Мать- Земля», «Журавлиная песня», Бориса Данильченко «Зая Пандита» и других художников. Учеников заинтересовали работы Бориса Данильченко, так как они мало знакомы с графикой. На его картинах также изображается степь, есть и портреты. Одна из первых работ Данильченко это- картина «Зая-Пандита». При описании картин дети знакомятся с новой лексикой, развиваются навыки монологической речи. Дети учатся анализировать, выражать своё мнение. Решается и воспитательная задача- воспитание патриотических чувств, привитие любви к родному краю. Ведь каждая картина пронизана любовью к родному краю. Также на уроках дети знакомятся с традициями буддийской иконописи.

Изучая тему «Система образования в Великобритании и в США» ученики параллельно изучают тему «Система образования Калмыкии», «Образование в России». Также мы рассматриваем тему «Проблемы молодёжи в Калмыкии». В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что у нас есть очень много схожего в культуре, в образовании, одни и те же проблемы у молодёжи. Мы являемся частью одного целого мира, что Россия, в том числе и Республика Калмыкия являются многонациональными субъектами, как Америка, Великобритания и Австралия, и люди, проживающие вместе, должны знать и уважать традиции и обычаи, относится к друг другу толерантно. У учеников развивается общепланетарное мышление, они учатся постигать общечеловеческие ценности и осознавать свою роль и функцию в глобальных общечеловеческих процессах. Изучая язык, культуру и историю Англии и Америки мы должны обязательно знать историю, культуру своего народа. Ведь невозможен диалог культур без знания истории, культуры, традиций и обычаев своего народа.

Все вышеназванные темы помогают нам осуществить ь воспитательные, развивающие задачи, позволяют расширить кругозор учеников. Это воспитание патриотических чувств и любви к родному краю. Развиваются навыки говорения, аудирования, чтения и письма. Решаются коммуникативные задачи. Дети учатся анализировать, выделять главное, выражать своё внимание. Здесь же прослеживается межпредметная связь с историей, географией, литературой.

И подводя итоги, можно сказать, что применение национально-регионального компонента развивает кросс - культурную грамотность учащихся. Кросс- культурная грамотность позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом поликультурном пространстве. Важно отметить и ещё один важный планируемый результат формирования кросс- культурной грамотности - развитие патриотических чувств.

Феномен кросс-культурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов,искажающих восприятие иной культуры, культуры общения. Развитие кросс-культурной грамотности является велением времени, так как Россия интегрируется в мировое сообщество. Этой проблеме уделяется большое внимание учёными США, России и других стран (Харт, Клюканов, Томахин, Сафонова, Сысоев и др.

Применение национально-регионального компонента на уроках английского языка рассматривается в тесной связи с социокультурным и поликультурным аспектами. Познавая культурное наследие стран изучаемого языка, дети знакомятся с культурным наследием Калмыкии. При этом решаются многие задачи: коммуникативные, развивающие, воспитательные, обучающие, развиваются навыки диалогической и монологической речи, аудирования, чтения и письма, развиваются творческие способности учеников. Для решения вышеназванных задач используются разные типы упражнений, выполнение творческих проектов, подготовка рефератов. Дети знакомятся с духовными ценностями народа посредством изучения традиций и обычаев калмыцкого народа, историей и культурой Калмыкии. Немаловажное значение имеет расширение кругозора учащихся: порой дети не знают основную информацию о республике, о знаменитых людях, внесших большой вклад в историю и культуру Калмыкии. Хотелось бы отметить высокий уровень мотивации при выполнении творческих заданий, когда дети стараются найти информацию самостоятельно. Решение воспитательной задачи: воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, бережного отношения к природе Калмыкии, сохранение и приумножение духовного и культурного наследия, толерантного отношения к друг другу, уважение к культуре, традициям и обычаям других народов, населяющих Республику Калмыкия.

01.04.2016 23:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП