СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
1. Актуальность темы По данным всемирной организации здравоохранения количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растёт. Повышенные учебные нагрузки особенно пагубно сказываются на состоянии здоровья. По данным Минздрава, в России практически здоровы лишь 14% детей, 50% имеют функциональные отклонения, 35 40% - хронические заболевания. Процент нарушения состояния здоровья растёт в начальной школе и повышается к окончанию школы. К системным соматическим заболеваниям добавляются проблемы, приобретённые в процессе обучения (сколиоз, близорукость, гиподинамия и др.). Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что необходимо организовать образовательный процесс с учётом заботы о здоровье ученика значит, не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей. 2. Основная педагогическая идея Здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями его жизни в школе. На годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от знаний, умений и желания сохранять его самим человеком. Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если в школе не используются в полном объёме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса. 3. Теоретическое обоснование В книге С. Шабулина Врачебная сила музыки рассказывается о методах лечения музыкотерапией. Среди сторонников дыхательной гимнастики выделяются работы А. Н. Стрельниковой, в которых автор рассказывает о том, как дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью. 4. Ожидаемый результат 1. Создание благоприятного микроклимата на уроке. 2. Снятие перегрузки учащихся путём их двигательной активности и смены деятельности. 3. Снижение утомляемости детей к концу урока (учебного дня). 4. Улучшение психо-эмоционального состояния детей через уроки музыки. 5. Повышение умственной и физической работоспособности детей. Музыкотерапия Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, вызывает определенные эмоции. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психо-эмоциональное состояние. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Вокальное творчество детей является одним из ярких и наиболее активных проявлений музыкотерапии. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Нужно помнить, что для расслабления необходимо слушать тихую и спокойную музыку, а для активизации весёлую и громкую. Вокалотерапия Голос это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения сольного или ансамблевого укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их пропевания) то, с учетом открытий современной науки, рекомендации в специфической области вокалотерапии будут следующими: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; Э - улучшает работу головного мозга; И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, прочищает нос; О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем; У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин); Ы - лечит уши, улучшает дыхание. ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ ОМ снижает кровяное давление; АЙ, ПА снижают боли в сердце; УХ, ОХ, АХ стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии. Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать) В, Н, М улучшает работу головного мозга; С лечит кишечник, сердце, легкие; Ш лечит печень; Ч улучшает дыхание; К, Щ лечат уши; М лечит сердечные заболевания. Большое значение имеет и интенсивность произношения (пропевания) звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой. Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или пропеваемых звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим. Ритмотерапия Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях в вокальном объединении можно применять музыкально ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности уже отдых). Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают. Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья. Фольклорная арттерапия и терапия Русский песенный фольклор это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Всё кисти рук, ног, мышцы, кровь все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Улыбкотерапия Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии вот три основных кита вокального искусства. Обстановка для уроков музыки. Необходимые условия, для того, чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и то же время полезно для здоровья: Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей. Во время пения ребёнок глубоко дышит, так пусть же он полной грудью вдыхает чистый, незапылённый воздух, тогда он в это время действительно будет развивать лёгкие, а не отравлять их плохим воздухом. Все дети должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, постановкой рта, правильностью позы во время пения, чтобы дети не кривились, не стояли (сидели) сгорбившись, не мешали друг другу. Во время пения лучше чтобы дети стояли. Психологический климат на уроке Взаимоотношения между учителем и учениками должны быть положительными, построенными на сотрудничестве, дружелюбии, взаимоуважении, взаимной заинтересованности, комфорте, положительных эмоциях. Взаимоотношения между учениками так же положительные. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Дисциплина Музыка требует особой тишины, т.к. посторонние шумы вредят музыкальному слуху, подавая слуховому органу неправильно и хаотично построенные звуки. Музыкальный слух, постоянно поддаваясь неправильным колебаниям, грубеет и делается менее чувствительным к правильным звуковым сочетаниям. Как достичь желаемой дисциплины при прослушивании музыкального произведения? Главной силой в этом случае будет сама музыка, если учитель сможет правильно преподнести смысл произведения детям и настроить их на прослушивание. Первое занятие с малышами следует начинать с незатейливой сказки о фее Музыке и великане Шуме. Импровизируя, нужно рассказать детям о том, как Музыка нужна людям, как она несёт красоту, добро, счастье и дружбу, о том, как Музыке мешает великан Шум, поселяя в людях страх и ненависть, лишая их радости, и, люди, объединённые Музыкой, побеждают страшного врага. Продолжительность слушания музыки Музыкальный слух отличается утомляемостью, так что человек, долго слушающий музыку, временно перестаёт её воспринимать, поэтому и самой музыкой не рекомендуется слух чрезмерно утомлять. Таким образом, большие музыкальные произведения следует давать для прослушивания по частям. Это интересно и полезно знать! Музыка П.И. Чайковского используется при лечении бессонницы, язве желудка, для снятия нервного напряжения, для большой жизненной силы. Список произведений классической музыки для регуляции психо-эмоционального состояния детей: Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: `Мазурка` Шопена, `Вальсы` Штрауса, `Мелодии` Рубинштейна. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: Кантата № 2 Баха, Лунная соната Бетховена. Для общего успокоения: Симфония № 6 (часть 2) Бетховена, Колыбельная Брамса, Аве, Мария Шуберта. Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: Концерт ре-минор для скрипки Баха. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Опера Дон Жуан Моцарта, Венгерская рапсодия №1 Листа, Сюита Маскарад Хачатуряна. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Симфония № 5 (часть 2) Чайковского, Увертюра Эдмонд Бетховена. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей: Итальянский концерт Баха, Симфонии Гайдна. Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности: `Времена года` Чайковского, `Лунный свет` Дебюсси, Симфония № 5 Мендельсона.
© 2014, Колесова Анна Сергеевна 1989