© 2017, Горюн Екатерина Юрьевна 383
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приведу пример применения творческих заданий, вопросов, подводящих детей к решению проблемной ситуации в процессе освоения материала по изготовлению Белочки по сказке о царе Салтане. Занятие по теме: «Белочка по сказке о царе Салтане». Ребятам представлены репродукции картин по сказке, мы посмотрели мультипликационный фильм, заострили внимание на моральных аспектах произведения А.С. Пушкина, познакомились с образом весёлой и трудолюбивой Белочки.
Плавно подошли к мотивированному решению об изготовлении Белочки. Оранжевый цвет пластилина мы получили выше описанным способом постановки проблемной задачи, смешали пластилин жёлтого и красного цвета, получили оранжевый цвет.
При работе над формами туловища, мордочки, лапок строили конусы разных размеров, предполагая какой размер заготовки должен соответствовать части тела Белочки.
При работе над хвостиком задумались над вопросом «Зачем Белочке такой большой и пушистый хвост?». Сделали предположения, обсудили и решили, что хвостик помогает Белочке планировать при прыжке с дерева на дерево и менять траекторию полёта.
Рисунок 3. Белочка.
Часто дети с недостаточно развитым воображением сами создают перед собой проблему. Так, например, не могут представить себе кошку розового цвета. Это первый этап - осознание проблемы. Нет в природе кошек розового цвета. А где они могут быть?
Второй этап – выдвижение предположения, гипотезы. Возможно, кошка розового цвета – это игрушка, предполагают дети.
Интересная гипотеза, а может быть игрушечная кошка из пластилина? Конечно. А у нас нет пластилина розового цвета? А как его получить? Ищем ответ практическим путём – смешиваем пластилин белого и красного цвета. Подбираем по цвету глаза и усики. Получаем результат решения проблемы – розовую кошечку.
Рисунок 4. «Розовая кошка»
Разбираясь в этой ситуации, дети подтверждают последнюю гипотезу и приходят к выводам, что всё возможно, если проявить фантазию, находчивость, и получишь оригинальное изделие.
Итак, стало понятно, что обнаруженное противоречие, обусловлено практическими соображениями, в данном случае, доступностью материала разных тонов. Таким образом, дети сами нашли одно из средств художественной выразительности в пластилиновой лепке.
Следующее проблемное задание. В сказке «Маша и Медведь» мы лепили медведя, а что можно найти похожее и не похожее в сказке «Три медведя». Рассматривая картинку, дети заняты поиском различий. А что мы можем использовать в лепке из сказки про трёх медведей? Ответ: наши знания и умения лепки медведя. Но ведь в сказке медведи разные. Как сделать так, чтобы медведи были разными? Собираем идеи, обсуждаем гипотезы (основная идея – разделить медведей по гендерным признакам). Медведь-папа, Медведица-мама, Мишутка-сын. Таким образом, мы пришли к выводу, что изменяя размер фигур и добавляя элементы к героям (например, косыночку), мы лепим разные фигурки медведей.
Мои наблюдения и фиксация результатов, позволят мне оценить степень самостоятельности, умение творчески использовать теоретические знания, наблюдательность, оригинальность в выполнении работы.
Рисунок 5.
«Маша и Медведь»
Дидактическое задание: «Придумай сказку и слепи главного героя».
Каждому воспитаннику выдаётся: комплект нарезанного пластилина. В комплект входит пластилин разного цвета и объёма.
Используя выданный комплект, ребёнок должен придумать маленькую сказку и слепить из пластилина главного героя. Работа будет оцениваться по следующим критериям:
а) Сказка всем понятна и интересна.
б) Отражены все признаки героя сказки.
Дети выполняют задание, я напоминаю, что первым оценивает свою работу сам учащийся. Затем педагог рассматривает полученные работы, вместе с детьми определяет правильность выполнения работы. С заданием справился успешно тот ребёнок, который правильно слепил героя, соответствующего тематике.
Это задание сложное, но оно очень правильно характеризует уровень творческого мышления ребёнка, степень его умений и самостоятельности.
© 2017, Горюн Екатерина Юрьевна 383