СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основы теории. Принцип Дирихле выражает соотношение между двумя множествами. Существует несколько формулировок данного принципа. Самая популярная следующая: «Если в п клетках сидит т зайцев, причем т > п, то хотя бы в одной клетке сидят, по крайней мере, два зайца». Доказывается данный принцип Дирихле легко, методом доказательства от противного. Некоторые задачи на применение данного принципа также можно решить, используя метод доказательства от противного, но не все.
На первый взгляд, непонятно, почему это совершенно очевидное предложение, тем не менее, является мощным математическим методом решения задач, причем самых разнообразных. Всё дело оказывается в том, что в каждой конкретной задаче нелегко понять, что же здесь выступает в роли «зайцев», а что — в роли «клеток». И почему надо, чтобы «зайцев» было больше, чем «клеток». Выбор «зайцев» и «клеток» часто неочевиден. Далеко не всегда по формулировке задачи можно определить, что следует применить принцип Дирихле. Главное же достоинство данного метода решения состоит в том, что он дает неконструктивное решение, (то есть мы знаем, что такие клетки есть, но где именно они находятся, часто указать не можем); попытка же дать конструктивное доказательство приводит к большим трудностям.
Рассмотрим другие формулировки принципа Дирихле:
«Пусть в п клетках сидят т зайцев, причем п> т. Тогда найдется хотя бы одна пустая клетка». (Доказывается аналогично — методом от противного);
«Если т зайцев сидят в п клетках, то найдется клетка, в которой сидят не меньше, чем зайцев, и найдется клетка, в которой сидят не больше, чем
зайцев»;
«Если т зайцев съели п килограммов травы, то какой-то заяц съел не менее килограммов травы и какой-то заяцсъел не больше
килограммов (а если кто-то съел больше среднего, то кто-то съел меньше среднего)» (непрерывный принцип),
«Если в п клетках сидят т зайцев и , то в какой-то из клеток сидят, по крайней мере,
заяц» (обобщенный принцип)
Некоторые задачи решаются с использованием формулировок, аналогичным принципу Дирихле.
Сформулируем данные утверждения (все они легко доказываются методом от противного):
Примеры задач, решаемых данным методом.
Задача №1. Внутри равностороннего треугольника со стороной 1 см расположено 5 точек. Докажите, что расстояние между некоторыми двумя из них меньше 0,5 см.
Решение.На примере решения этой задачи очень хорошо видны все достоинства принципа Дирихле. Итак, при решении сначала надо выбрать что-то за «зайцев». Так как в условии задачи фигурирует число «5», то пусть 5 точек будут «зайцами». Так как «клеток» должно быть меньше, и чаще всего на 1, то их должно быть 4. Как получить эти 4 «клетки»? Так как в условии задачи есть еще 2 числа: 1 и 0,5; причем второе меньше первого в 2 раза, то можно получить 4 «клетки», разбив равносторонний треугольник с помощью проведения средних линий. Тогда получим 4 равносторонних треугольника со сторонами по 0,5 см, которые и будут у нас «клетками».
Так как «зайцев» — 5, «клеток» — 4 и 5 > 4, то по принципу Дирихле найдется «клетка» — равносторонний треугольник со стороной 0,5 см, в который попадут не менее 2 «зайцев» — точек. А так как все 4 треугольника равны и расстояние между точками в любом треугольнике будет меньше, чем 0,5 см, то мы доказали, что между некоторыми 2 точками из 5 расстояние будет меньше, чем 0,5 см.
Замечание. Можно разбить треугольник и на другие фигуры (в этих случаях придется вместо средних линий треугольника (одной, двух или трех) проводить соответственно дуги радиуса 0,5 см с центром в вершинах треугольника).
Возможные варианты получения «клеток» показаны на рисунках
Задача №2. Дано 12 целых чисел. Докажите, что из них можно выбрать 2, разность которых делится на 11.
Решение, Примем числа за «зайцев». Так как их 12, то «клеток» должно быть меньше. Пусть «клетки» — это остатки от деления целого числа на 11. Всего «клеток» будет 11: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Тогда по принципу Дирихле найдется «клетка», в которой будут сидеть не менее чем 2 «зайца», то есть найдутся 2 целых числа с одним остатком. А разность 2 чисел с одинаковым остатком от деления на 11, будет делиться на 11.
Задача №3. В ковре размером 4x4 метра моль проела 15 дырок. Докажите, что из него можно вырезать коврик размером 1x1 метр, не содержащий внутри себя дырок. (Дырки можно считать точечными).
Решение. Разрежем ковёр на 16 ковриков размерами 1x1 метр. Так как ковриков — «клеток» — 16, а дырок — «зайцев» — 15, то найдется хотя бы одна «клетка», в которой не будет «зайцев», то есть найдётся коврик без дырок внутри. Здесь мы применили другую формулировку принципа Дирихле.
Задача №4. В классе 27 учеников. Найдётся ли месяц, в котором отмечают свои дни рождения не меньше, чем три ученика этого класса.
Решение. В году 12 месяцев. Обозначим их за «клетки», аучеников за «зайцев». Так как 27 > 12 • 2 + 1, то по обобщенному принципу Дирихле найдется «клетка», в которой сидят не менее 3 «зайцев», то есть найдется месяц, в котором дни рождения празднуют не менее 3 учеников.
Замечание. Задачу можно решить, применяя метод от противного.
Задача №5. 16 учеников сидят за круглым столом, причем больше половины из них девушки. Докажите, что какие-то 2 девушки сидят напротив друг друга.
Решение. Образуем 8 пар, в каждую пару включим учеников, сидящих друг против друга. Примем за «клетки» — пары, а за «зайцев» — девушек. Так как девушек больше половины, то есть восьми, то найдется «клетка» (пара), в которой будут находиться 2 девушки.
Задача №6. Плоскость раскрашена в 2 цвета. Можно ли всегда найти 2 точки, расположенные на расстоянии 1 метра друг от друга, окрашенные в одинаковый цвет?
Решение. Так как цветов — 2, то надо рассмотреть фигуру, в которой точек больше 2. Лучше всего для этого подойдет равносторонний треугольник со стороной 1 метр. У него 3 вершины. Принимая вершины треугольника за «зайцев», а цвета за «клетки», имеем: 3 > 2. Тогда по принципу Дирихле найдутся 2 вершины треугольника, расположенные на расстоянии 1 метра друг от друга, окрашенные в один цвет.
Задача №7. Каждая точка плоскости окрашена в один из двух цветов. Известно, что у любого правильного треугольника со стороной 1 имеются вершины обоих цветов.
а) Докажите, что найдется правильный треугольник со стороной , все вершины которого одинакового цвета.
б) Приведите пример раскраски плоскости, удовлетворяющей условию задачи.
B |
E |
D |
C |
A |
Решение.
Возьмем отрезок АВ длиной 2 с разноцветными концами. Такой отрезок существует: в противном случае все точки окружности радиуса 2 с центром в произвольной точке О были бы окрашены в тот же цвет, что и точка О, а всевозможные окружности радиуса 2 с центром на окружности заполнили бы круг радиуса 4 с центром О, все точки которого были бы одного цвета, что невозможно. Пусть цвет точки С – середины отрезка АВ – совпадает с цветом точки А. Построим правильные треугольники ACDи ACEпо разные стороны от прямой АВ. По условию задачи точки Dи Е окрашены в тот же цвет, что и точка В, поэтому треугольник BDEбудет искомым.
б) Разобьем плоскость на горизонтальные полосы шириной , включающей верхние границы, но не включающей нижние границы, и раскрасим их так, чтобы соседние имели разный цвет.
Задача №8.Докажите, что если имеется 100 целых чисел , то из них можно выбрать несколько чисел (может быть одно), сумма которых делится на 100.
Решение.
Рассмотрим суммы
Если хотя бы одна из сумм делится на 100, то наша цель достигнута.
Допустим, что ни одно из чисел не делится на 100. Эти числа будем считать «зайцами». За клетки же примем числа 1, 2, …, 99. Сопоставим каждому числу
остаток от деления его на 100. Поскольку числа
на 100 не делятся, они будут давать остаток от 1 до 99, то есть каждый «заяц» попадет в какую-то «клетку». По принципу Дирихле найдутся два «зайца», попавшие в одну «клетку», то есть числа
и
(пусть для определенности
), дающие одинаковые остатки при делении на 100. Но тогда число
делится на 100. Таким образом, сумма
является искомой.
Задача №9. Дана таблица 4 4 клетки, в некоторых клетках которой расставлены звездочки. Докажите, что можно так расставить семь звездочек, что при вычеркивании любых двух столбцов и любых двух строк этой таблицы в оставшихся клетках будет всегда хотя бы одна звездочка. Докажите, что если звездочек меньше, чем семь, то всегда можно вычеркнуть две строки и два столбца, что все оставшиеся клетки будут пустыми.
Решение.
☼ |
☼ |
||
☼ |
☼ |
||
☼ |
☼ |
||
☼ |
Ясно, что расположение 7 звездочек, показанное на рисунке, удовлетворяет условию задачи. Если же звездочек 6 или меньше, то найдутся два столбца, в каждом из которых стоит не более одной звездочки (принцип Дирихле). Вычеркнем оставшиеся два столбца. После этого останется не больше двух звездочек, которые можно вычеркнуть вместе со строками, в которых они стоят.
Выводы.
Таким образом, применяя данный метод, надо:
Задачи для самостоятельного решения.
© 2020, Позднякова Анна Владимировна 893