СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений. Основное средство достижения этой цели - систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества.
Задачи музыкального образования: формирование музыкальной культуры, совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать ее. А, в конечном счёте, современного высококультурного, всесторонне развитого гражданина.
Я как учитель музыки чувствую себя ответственной за музыкальное воспитание учащихся. Чтобы приобщиться к музыкальному искусству, важно чтобы школьник сам пережил эмоциональное содержание музыкального произведения. Дети, слушая музыку, учатся вместе сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в пьесах и песнях. Через воздействие на эстетические чувства мы вводим ребёнка в область нравственных переживаний, побуждаем его к сознательному отрицанию злого, безобразного и приобщаем к доброму и прекрасному.
Все дети соприкасаются с миром прекрасного, а задача взрослого (учителя) научить видеть его, не проходить безразлично мимо увиденной красоты. И в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой, воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. Я стремлюсь увлечь учеников музыкой, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки. Ученики для меня во многом собеседники, друзья – люди, с которыми мне интересно.
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью.
В нашей школе есть большое преимущество – это маленькие классы, не более 15 человек. Благодаря этому на уроке у меня есть возможность побеседовать с каждым учеником, услышать голос каждого при вокально-хоровой работе, суметь увидеть эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка.
Прослушивая музыку, школьник воспринимает не только эмоциональную окрашенность произведения, а стремится сопоставить его с реальным жизненным явлением, интересуется, о чём рассказывает музыка. Поэтому я уделяю особое внимание беседе о прослушанном произведении. Как правило, ни один ученик не остаётся без внимания. Каждый высказывает своё мнение, доказывает свою точку зрения, обменивается впечатлениями с одноклассниками. Я выслушиваю внимательно ребят и с уважением отношусь к их душевному миру. Стараюсь никогда не навязывать свои образы, своё видение музыкальных картин, но всегда высказываю то, что прочувствовала, слушая музыкальное произведение.
Песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к пению и хоровой музыке. Поэтому все дети в нашей школе посещают кроме урока музыки кружок вокала. Где абсолютно каждый ученик (не зависимо от способностей и вокальных данных) учится чувствовать свой голос, овладевает навыками управления им. Учащиеся которые успешно занимаются и имеют достаточные навыки и умения посещают ещё дополнительно школьный ансамбль.
Занятия в ансамбле усиливают у ребят интерес к пению, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, эстетических, физических и других). Я основываюсь на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности.
Главные приоритеты на моих уроках музыки это научить детей: уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение, научить обобщать свои жизненно-музыкальные впечатления, воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира. Происходит это при знакомстве школьников с шедеврами мировой музыки, с именами великих композиторов и исполнителей.
Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я как учитель музыки стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей. Я стремлюсь, чтобы дети на моих уроках духовно и музыкально обогащались, становились здоровее душой.
Одним из основных средств воспитания является репертуар. Любовь к русской или башкирской музыке педагог может привить ученикам, если будет воспитывать их музыкальный вкус на народной и классической музыке, а также на лучших произведениях русских и башкирских композиторов.
Изучение национальной музыки является одним из основных факторов национального самосознания. Национальная музыка других народов всегда обогащает и расширяет культурный уровень любого человека.
Выразительные средства национальной музыки способствуют развитию моральных качеств, глубокому осмыслению нравственно-эстетических представлений детей, таких, как дружба, сотрудничество, взаимоуважение, взаимообогащение. Поэтому обращение к традициям национальной музыки способствует осуществлению плодотворного нравственно-эстетического воспитания школьников, и музыкальная педагогика массового воспитания может и должна умело ее использовать в современных социальных условиях.
В октябре месяце, в преддверии юбилея Мустая Карима, я с учащимися всех классов разучивали песни на слова народного поэта. Такое, например как «Старший брат» (музыка Д.Хасаншина).
В процессе работы над музыкальным произведением я знакомила учеников с основными особенностями творчества поэта М.Карима, с характерными чертами его стиля. Ученик должен понимать мысли и чувства, которые вложил автор, создавая свои произведение. Это понимание позволяет исполнителю (ученику) глубже раскрыть содержание песни средствами, доступными ему. На примере таких песен учащиеся видят неразрывную связь музыки и литературы. Литература находит своё продолжение и завершение в музыке и наоборот. Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы.
Следует отметить также, что сегодня с особой остротой встает вопрос человеческого общения, взаимодействия языков и культур, межкультурной коммуникации. Заметная роль во взаимопонимании различных народов принадлежит музыкальному искусству, которое как часть национальной культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнического сознания.
Поэтому я придаю особоё значение в работе с учащимися башкирской музыке, имеющей давние традиции. Изучая музыку башкирских композиторов, воспитываются дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности, интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.
© 2021, Крашенинникова Екатерина Юрьевна 373