СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
7класс
Тема: Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны.
Цель: сформировать понятие природные зоны «экваториальные леса», «саванны».
Задачи: 1.раскрыть причины образования экваториальных лесов и саванн;2. показать особенности климата, почв, животного и растительного мира экваториальных лесов и саванн; 3.развивать знания о влиянии лесов на здоровье человека; 4.воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, карты: природные зоны мира и физическая карта Африки, атласы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I.Орг. момент: приветствие, знакомство с учащимися.
II.Проверка Д/З
Географический диктант: что это?Учитель диктует название, а учащиеся пишут определение.
Бен-Сека (мыс), Атлас (горы), Килиманджаро (вулкан), Сомали (полуостров), Виктория, Альмади, Танганьика, Лимпопо, Мадагаскар, Ньяса.
1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП) 2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП) Взаимопроверка работ
Дополнительное задание:
1. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП) 2. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы переходят летом и зимой) 3. Подпишите ВМ в переходных поясах. 4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон года наиболее влажный в этом климатическом поясе.
1. Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны? 2. О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)
III. Новый материал.
Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему. Дети, как вы думаете, что такое природа?
Дети:a. Это рельеф;
Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.
Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?
Дети:Это карта природных зон мира. Мы можем узнать какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.
Учитель :Что же такое «природная зона»? Вспомните, дети!
Дети: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
Учитель географии:Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки». Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.
Учитель: Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д. Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.
IV. Первичное восприятие и осмысление нового материала.
Коллективная работа с картой и атласом.
1. – «Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка». Может кто-то догадался по какой зоне будем путешествовать?
Дети: Влажные экваториальные леса.
Учитель: Где они расположены? Как? Назовите географическую широту.
Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 5?-6? с.ш. и 5?-6?ю.ш.
Учитель:Какие климатические условия характерны?
Дети: a) Высокая температура года;
б) Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);
в) Отсутствие сухого закона;д) Солнечные лучи падают отвесно.
Обратите внимание на презентацию: «Влажные экваториальные леса».
Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.
Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.
В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.
Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферраметными из-за своего цвета и содержания железа.
2. - «Первые полчаса после восхода солнца – блаженное время суток среди выгоревших от зноя трав, деревьев с красновато – бурыми, в тон пыльной, потрескавшейся земле, листьями. Солнце не жжет и человек наслаждается его теплом. На закате повеет свежий ветерок. Однако местным жителям ведомо его коварство: ветер подает сигнал к пробуждению комарам и москитам».
Учитель:Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.
Дети: Саванны и редколесья.
Учитель:Определите её географическое положение.
Дети:a) Занимает почти половину материка;b) В северном полушарии до 16о-18о;
c) В южном до южного тропика;d) В субэкваториальном климатическом поясе.
Учитель:Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?
Дети: a) Весь год высокая температура;b) Два сезона года: сухой и влажный;c) Господствуют эвм – летом и твм – зимой.
Учитель:Перед вами презентация «Саванны Африки». Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные.
3. - «Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося солнца. Поднимается солнце – и раскаляется все вокруг: воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскаленной печи, к тому же он настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться». Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона. Пользуясь раскраской, назовите какая?
Дети:Пустыни и полупустыни.
Учитель:Определите географическое положение этой зоны.
Дети: a) В тропическом климатическом поясе обоих полушарий;b) Наибольшую территорию занимает в северном полушарии.
Учитель:Почему именно пустыни здесь расположены?
Дети: a) Господствуют сухие тропические вм;b) Высокая температура воздуха;c) Минимальное количество осадков (до 100 мм/год).
Учитель:Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?
Дети:На севере – Сахара, в южном полушарии – Калахари.
Учитель: Обратите внимание на презентацию «Тропические пустыни Африки». К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо-восточные, дующие с Азии, и юго-восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки – Сахары, что в переводе с арабского означает – пустыня. И на юге – Калахари – мучимый жаждой. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками.
Учитель: Расмотрим последнюю зону – зона «Субтропические жестколистные вечнозеленые леса и кустарники»
Субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники Самыми крайними природными зонами африканского континента являются субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники. Они расположены на севере и юго-западе материка. Для них характерно сухое, жаркое лето и влажная, тёплая зима. Такой климат благоприятствовал образованию плод-х коричневых почв, на к-х растут ливанский кедр, дикая маслина, земляничное дерево, бук и дуб.
V.Закрепление изученного материала:
Сегодня речь шла о природных зонах самого жаркого континента Земли – Африки. Итак, ещё раз назовем их:
Игра «да» - «нет»
Природа материка неповторима. В настоящее время человек оказывает на природу разрушающее действие. Поэтому природа Южной Америки нуждается в охране. Наше путешествие я хотела закончить словами:
Любите ребята природу!
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
VI. Рефлексия
Работа с листами по самооценке.Учащиеся сами выставляют себе в оценочный лист результаты урока:Зелёный смайлик- всё понял
Желтый смайлик- понятно большенство, но есть и непонятные моменты
Красный смайлик – материал урока не понят
-80%
© 2022, Аглямзянова Рамзия Василовна 402