СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
сочинение-рассуждение
Выполнила:
Митрошкина Полина Юрьевна
Содержание
Идея проблемного обучения, зародившаяся в России в 70-е годы 20-го века, берет свое начало в древности. Крячко В.Б, считает предвестником [1], и даже, на взгляд автора, полноправным представителем проблемного обучения Сократа, широко применявшего эвристический метод обучения в виде бесед. Платон в педагогической деятельности, в научных трудах также использовал метод диалога, считая, что обучение и радость познания могут быть неразделимы [1].
Изучением методики проблемного обучения занимались российские педагоги М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что процесс самостоятельного поиска решения проблемы и следующее за ним открытие сопровождаются положительными эмоциями и чувствами, что, в свою очередь, повышает способность учащихся к самообучению, самообразованию, стимулирует развитие высокого уровня личностного роста.
Проблема исследования: каковы особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного обучения?
Цель: выявить особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного обучения.
Задачи:
1) раскрыть сущность понятия «проблемное обучение»;
2) выявить типы и правила создания проблемных ситуаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
Проблемное обучение рассматривают и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения.
М.И. Махмутов [2] объясняет проблемное обучение как «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [2, с. 248].
Главная цель проблемного обучения – «сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [4, с. 260].
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения кардинально изменяются характер и структура познавательной деятельности учащегося, что ведет к развитию и формированию творческой личности, владеющей умениями и навыками самостоятельно выявлять и формулировать проблемный вопрос и находить решение проблемы [2, с.28].
Важным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Педагог создает проблемную ситуацию преднамеренно, ориентирует учащихся на ее решение, обеспечивает поиск решения. Учащийся ставится в положение субъекта своего обучения, и как результат, у него «образуются» новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что создание проблемной ситуации – процесс индивидуальный, поэтому педагог затрачивает больше времени и мастерства на подготовку и индивидуальный подход к учащимся [2, с.93].
В проблемном обучении педагог «подводит» учащихся к умению самим видеть практические пути и средства решения проблемы, представляет самые разные взгляды на исследуемый вопрос, показывает образцы научного решения данного вопроса [3, с. 108].
Помогают поиску решения проблемы задания, направленные на рассмотрение явлений с разных позиций, проведение сравнений, обобщений, задания на умение формулировать выводы из ситуаций, сопоставлять факты и самим формулировать конкретные вопросы [3, с. 113].
Таким образом, педагог ориентирует учащихся на самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность.
Проблемные ситуации: типы и правила создания
Проблемное обучение обусловлено наличием проблемной ситуации. Именно проблемная ситуация является предпосылкой для познания.
М.И. Махмутов объясняет проблемную ситуацию как интеллектуальное затруднение, возникающее в случае, когда учащийся не знает, как «дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации», не знает «способа решения поставленной задачи», не может объяснить возникшее явление, процесс действительности и достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. [3, с. 94].
Проблемной ситуацией можно назвать ту ситуацию, где учащийся не может объяснить для себя появляющиеся противоречия, не может дать ответов на возникающие вопросы, потому как ему недостаточно имеющихся знаний и умений, а также информации, исходящей из проблемной ситуации. Отсюда возникает активность мыслительной деятельности учащегося с целью выявить и решить предложенную или возникшую проблему [3, с.93].
Для того чтобы проблемная ситуация действительно была обучающей, она должна находится в зоне ближайшего развития. Каковы бы ни были трудности поиска и решения, объективно проблемная ситуация должна быть посильна для ее разрешения учащимся.
М.М. Махмутов выделяет четыре типа проблемных ситуаций:
1. Недостаточность прежних знаний и умений учащихся для объяснения нового факта, для решения новой задачи.
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания, умения, навыки в принципиально новых практических условиях.
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования [2, с. 94].
Педагог может использовать в проблемном обучении следующие десять известных способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть положены в основу вариативной программы проблемного обучения.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также проблемных ситуаций, возникающих в процессе их обычной жизнедеятельности, на практике.
3. Поиск новых путей практического применения учащимися изучаемого явления, факта и уже усвоенных знаний, навыков или умений.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между бытовыми представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений и гипотез, формулировка выводов и их проверка на практике.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что показывает недостаточность таковых для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Выявление межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов [2, с. 97].
Е.Л. Мельникова, ученица А.М. Матюшкина, раскрывает значимость технологии проблемного обучения. На конференции «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС в условиях непрерывности на всех уровнях общего образования» Е.Л. Мельникова доказала, что проблемный диалог – это существующая объективная реальность, а знание технологии проблемного обучения помогает учителю работать не интуитивно, а сознательно, что значительно повышает уровень и качество обучения.
При решении первой задачи была раскрыта сущность проблемного обучения как педагогической технологии. Она заключается в изменении структуры познавательной деятельности учащегося, ведущей к формированию творческой личности, умеющей самостоятельно выявлять и формулировать проблемный вопрос – главный признак проблемного обучения – и самостоятельно находить решение проблемы.
При решении второй задачи выявлены особенности проблемных ситуаций и их типы, определены правила создания проблемных ситуаций в процессе проблемного обучения.
Таким образом, все задачи данного исследования решены, цель работы достигнута: особенности проблемных ситуаций в технологии проблемного обучения выявлены.
1. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. 1999. № 3. URL:http://www.triz.natm.ru/articles/krch00.htm (дата обращения: 03.02.2019).
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные теории (вопросы). М.: Педагогика, 1975. 368 с.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
4. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1975. 260 с.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог или дидактика открытия знаний. URL:http://pdo-mel.ru (дата обращения: 10.02.2019).
© 2019, Митрошкина Полина Юрьевна 2628