СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы проблемного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Теоретические основы проблемного обучения.

  Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению  явлений, фактов,  внешнего  несоответствия  между  ними.   Это   вызывает   поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

  Второй способ - использование учебных и жизненных  ситуаций,  возникающих при  выполнении  учащимися  практических  заданий  в  школе,  дома  или   на производстве, в ходе наблюдения за  природой  и  тому  подобное.  Проблемная ситуация  возникает   при   попытке   учащихся   самостоятельно   достигнуть поставленной перед ними практической цели.

  Третий способ - расстановка  учебных  проблемных  заданий  на  объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить  любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской  и так далее.

  Четвертый  способ  побуждения  учащихся  к  анализу  фактов   и   явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными  представлениями и научными понятиями об этих фактах.

  Пятый способ выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

  Шестой  способ  -  побуждение  учащихся  к  сравнению   сопоставлению   и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате  которых  возникает проблемная ситуация.

  Седьмой способ - побуждения учащихся к предворительному  обобщению  новых фактов. Учащинся получают  задание  рассмотреть  некоторые  факты,  явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными  и  сделать самостоятельное обобщение.

  Восьмой способ - ознакомление учащихся с фактами носящими  как  будто  бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки  к  постановке  научной проблемы.

  Девятый способ  -  организация  межпредметных  связей.ю.  Часто  материал учебного  предмета  не  обеспечивает  создание  проблемной   ситуации   (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное).  В  этом  случае следует  использовать  факты  и  данные  наук  имеющие  связь  с   изучаемым материалом.

  Десятый способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса.

  Правила постановки учебной проблемы.

  Процесс постановки учебных  проблем  требует  знания  не  только  логико- психологических и лингвистических,  но  и  дидактических  правил  постановки проблем.

  Учитель,  зная  уровень  подготовленности  своих  учащихся  и  исходя  из специфики  обучения,  может  ставить  перед  ними  уже  встречавшиеся  ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

  а) алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

  б)  решение  встречавшихся  ранее  но  не  решенных  из   за   отсутствия достаточных зананий проблем укрепляет интерес учащихся к предмету,  убеждает их в том, что практически одалимы не  учебные  проблемы  -  для  этого  надо иметь больше знаний;

  в) постановка ранее  решавшейся  классом  проблемы  в  иной  формулировке обеспечивает  возможность  творческой  работы  при  повторении   пройденного материала;

  г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать  для  вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.

                    Система методов проблемного обучения.

  Система  общих   методов   (наиболее   известна   номенклатура   методов,

предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

1) Объяснительно иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский метод.

  Система бинарных методов -  информационно-репродуктивный,  информационно-

эвристический и  другие  методы  преподавания  и  такие  методы  учения  как

слушание чтения учебника упражнения и так далее.

  Система методов проблемного обучения  представляющая  собой  органическое сочетание общих и бинарных методов.

  В целом  можно  говорить  о   шести  дидактических  способах  организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих  собой три вида изложения учебного материала учителем и  три  вида  организации  им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

                      Метод монологического изложения.

  При монологическом методе учитель сам объясняет сущность  новых  понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы  науки,  но  это  делается  в  условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

                       Методы рассуждающего изложения.

  Первый  вариант  -  создав  проблемную  ситуацию,   учитель   анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

  Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска  и  открытия ученого, то есть он как бы  создает  искусственную  логику  научного  поиска путем построения суждений и умозаключений на основе  логики  познавательного

процесса. Форма - беседа лекция.

                       Метод диалогического изложения.

  Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель  в  созданной им проблемной ситуации сам  ставит  проблему  и  решает  её,  но  с  помощью учащихся, то есть они активно участвуют  в  постановке  проблемы  выдвижения

предположений,  и  доказательства  гипотез.  Деятельности  учащихся  присуще сочетание репродуктивного и  частично-поискового  методов  обучения.  Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

                        Метод эвристических заданий.

  Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем,  при  участии  учащихся,  а самими учащимися под руководством и с  помощью  учителя.  Формой  реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и  решением  проблемных задач и заданий.

                      Метод исследовательских заданий.

  Организуется учителем путем постановки перед  учащимися  теоретических  и практических   исследовательских    заданий    имеющие    высокий    уровень проблемности.   Ученик   совершает   логические   операции   самостоятельно, раскрывая сущность нового  понятия  и  нового  способа  действия.  По  форме организации исследовательские работы могут  быть  разнообразны:  ученический эксперимент, экскурсия  и  сбор  фактов,  беседы  с  населением,  подготовка доклада, конструирование и модулирование.

                      Метод программированных заданий.

  Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом,  подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

                          Бинарные методы обучения.

|Методы преподавания                   |Методы учения                         |

|а) сообщающий                         |а) исполнительный                     |

|б) объяснительный                     |б) репродуктивный                     |

|в) инструктивный                      |в) практический                       |

|г) объяснительно-побуждающий          |г) частично-поисковый                 |

|д) побуждающий                        |д) поисковый                          |

 

  Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем  фактов  или  выводов  без  достаточного  их  объяснения, обобщения и систематизации.

  Исполнительный  метод  учения  представляет  собой   сочетание   приемов, учебную  деятельность  школьника  в  основном  по  образцу,

используя ранее приобретенные  навыки.  Этот  метод  предполагает:  слушание рассказа учителя,  заучивание  изложенных  учителем  фактов  и  выводов  без критического анализа и осмысления.

   Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения  и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.

  Репродуктивный метод учения -  система  таких  приёмов,  как  слушание  и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов,  решение  типовых задач,  анализ  и  тому  подобное.  Применяется  для   осмысления   усвоение теоретических  знаний,  для  обработки  умений  и  навыков,  для  заучивания учебного материала.

 Инструктивный метод преподавания.  Учитель  инструктирует  учащихся,  что надо делать, и показывает, как надо  делать.  Используется  для  организации практической деятельности учащихся.

  Практический метод учения предполагает практические и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

  а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов  или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

  б)   деятельности,   связанной    с    техническим    моделированием    и конструированием, рационализацией и изобретением.

  Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов  объяснения  и  побуждения  ученика  к   самостоятельным   действиям поискового характера. Учебный  материал  частично  объясняется  учителем,  а частично дается учеником в виде  проблемных  задач,  вопросов,  заданий  для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

  Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной  поисковой  деятельностью  по  выполнению работ требующих самостоятельного  прохождения  всех  этапов  познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является  слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

  Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.

  Поисковый метод учения представляет умственные действия  по  формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.(

                        Структура проблемного урока.

  Структура  урока  лежит  в  основе  тематического  и  поурочного   плана,

предопределяют логику анализа  урока.  Под  структурой  понимают   различные

варианты взаимодействия между элементами  состава,  возникающие  в  процессе

функционирования объекта.

  Структурными элементами  проблемного урока:

1) актуализация прежних знаний учащихся;

2) усвоение новых знаний и способов действия;

3) формирование умений и навыков.

  Эта  структура  отражает  основные  этапы  учения  и  этапы   организации современного урока.

  Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой  деятельности,  то  естественно,  что  они  и  представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы.

  Структура проблемного урока  представляющая  собой  сочетание  внешних  и внутренних  элементов  процесса  обучения,  создает  возможность  управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.                 

  Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым  мы имеем дело с творческой личностью  всегда  способной  к  поиску.  Тем  самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

     Литература.

   1) Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе

                              Методическое пособие по спецкурсу   Л.1973.

  2) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения

                              М. Педагогика 1977.

3) Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении

                              М. Педагогика 1972.

  4) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики

                              М. Педагогика 1980.

 

 

 

 

Категория: Русский язык
07.01.2015 22:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!