СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема преемственности обучения уже давно находится в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, М.Р. Львов, А.А. Люблинская). Методические основы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в работах, посвященных обучению математике (Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова).
Большинство этих исследований было описано еще во второй половине прошлого века. Трансформации российского общества и всей системы инновационных подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом актуального состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Анализ состояния вопроса в теории и практике демонстрирует, что преемственность очень часто трактуется довольно узко и больше декларируется, чем реализуется на практике. Зачастую преемственность описывается как информативная подготовка дошкольника к следующей ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что ведет к несформированности готовности к школе и негативно сказывается на успешном обучении детей, комфортности их нахождения в классе.
Проблема формирования преемственности в обучении - одна из важнейших задач современного образования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что от качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольном возрасте зависит успешность последующего обучения в школе.
1. Преемственность в работе детского сада и школы
Проблема преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста анализировалась такими известными учеными, как: Л. А. Венгер, А. В.Запорожец, А.Ф. Говоркова, Я.Л. Коломинский, Н. К.Крупская, А. А. Люблинская, А. М. Леушина, В.Д. Лысенко, Н. Н. Поддъяков, А. П.Усова и т.д.
Преемственность детского сада и школы предусматривает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее реализации. Важность преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи с сильно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — это начальное звено единой системы народного образования. Преемственность детского сада и школы включает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который соответствует требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже усвоены дошкольниками, активное применение их для дальнейшего всестороннего развития учеников.
Дошкольное детство выступало в качестве определенной ступени, которая формирует фундаментальные качества личности, которые выступают основой успешного школьного обучения. Школа – следующая ступень, которая подхватывает достижения ребенка и развивает их в дальнейшем. Однако на практике педагоги школ очень часто оказывались недовольны, так как ожидания их связывались с наличием у первоклассника ряда умений и норм поведения в школе. Воспитатели, в свою очередь, зачастую отмечали, что в школе на первых порах содержание обучения просто дублирует то, чему они обучали ребят в подготовительной группе. При этом очень часто еще до школы как воспитатели, так и родители, пытаются максимально и как можно раньше обучать ребенка чтению, письму, арифметическим навыкам, забывая о том, какая деятельность выступает в качестве ведущей на конкретном возрастном этапе. Возникала путаница: в чем прерогатива школы, а где обязанности детских садов по воспитанию.
Еще В.А. Сухомлинский особо подчеркивал следующее: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
На реализацию преемственности нацелена существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей всех детей; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути образовательные программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогов с целью их ориентации на разные профили и услуги образовательных учреждений.
Достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. Принятие ФГОС дошкольного образования и начального образования сейчас регулирует взаимодействие между детским садом и школой, выступая важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры программ рассматриваются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла. Так же в детских садах предусмотрены различные мероприятия, направленные на более глубокое знакомство детей и родителей со школьной жизнью.
Считаю, что сотрудничество между детским садом и школой должно быть более серьезно и глубоко. Если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе.
2. Реализация преемственности в обучении
Анализ программного обеспечения ДОУ и школы привел меня к выводам, что содержательно они стремятся к обеспечению преемственности, что проявляется как в отношении разделов, так и методов работы. В целом все программы построены на сходной теоретико-множественной основе. В детском саду основным понятием для изучения выступает множество, а в целом везде прослеживается работа по пяти ведущим разделам: количество и счет, величина, форма, пространство и время. Приведем пример: в детском саду осуществляется ознакомление с количеством и счетом в пределах десятка, простейшие сравнения количественных отношений и пр. В начальной школе полученные представления расширяются и углубляются: о числах натурального ряда, о сравнении количественных отношений в пределах десяти и т.д. Прослеживается преемственность и в усвоении основной терминологии, а также определенная подготовка в решении арифметических задач.
Тем не менее, часто школа предъявляет претензии по поводу формального усвоения данных знаний, так как в школе все больше говорят о системно деятельностном подходе и формировании разных результатов, не только предметных, но и метапредметных, регулятивных коммуникативных – на все видах уроков. Много внимания уделяется работе в разных ситуациях на основе преобразования знаний и умению оперировать имеющимися представлениями в целях получения нового знания. Именно для математики важен высокий уровень логического мышления и мыслительных операций, умений мыслить абстрактно. Обучение элементам математической деятельности осуществляется на фоне развернутой умственной деятельности детей, поэтапного формирования интеллектуальных операций.
Работы по психологии дают основания говорить о потенциально высоких возможностях дошкольников и младших школьников в активном развитии аналитико-синтетической деятельности, всех форм мышления. Этого можно добиться на основе научно обоснованной коррекции как содержания, так и методики обучения на основе принципов преемственности. Важно также особое внимание уделить развитию таких качеств, как активность, инициативность, любознательность, самостоятельность, способность к самоконтролю и саморегуляции, овладение основными видами учебных действий, готовность сенсомоторного аппарата, формирование наиболее важных навыков и привычек.
Важно для педагогов ДОУ хорошо знать требования школы и владеть знаниями в области стандартизации начального образования и наоборот: учитель должен понимать, на что ему опираться, когда дети придут в первый класс. Качественное освоение материала программы обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. В первом классе идет дальнейшее углубление знаний по математике. Преемственность в работе детского сада и школы по математике дает положительный результат в усвоении знаний детьми в дальнейшем.
Анализ теоретических исследований и практического опыта по рассматриваемой в данной работе проблеме позволил сделать следующие выводы. Проведение в дошкольном возрасте математических игровых занятий на основе системно-деятельностного подхода, с учетом принципа преемственности со школьным образованием, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Посредством соблюдения принципа преемственности и на основе грамотного методического наполнения математической работы в ДОУ можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Главное не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному механическому запоминанию без осмысливания действий и глубокого их понимания.
© 2019, Прокопенко Лариса Ивановна 880